Тиверск. Жертвенные камни.
Блог.,  Карелия.

Тиверск. Жертвенный камень.

Тиверск. Жертвенные камни.

Ниже реки Вуокса, на острове, находилась древняя карельская крепость. Карелы называли ее Тиури, Новгородцы же называли Тиверский городок.

Крепостные стены были сложены их больших валунов методом сухой кладки. С южной стороны  острова каменный вал был до двух метров, а северный до полутора. Сверху шел деревянный бруствер около двух метров.

Длина крепости достигала с севера на юг 250 м, ас запада на востов 50 м. На острове находились дома, мастерские, кузница.

Тиверск. Жертвенные камни.

В 13-14 веках Тиверская крепость была одной из лучших укреплений в регионе.

Находясь между Выборгом и Корелой городок контролировал водный путь из Балтики в Ладогу.

Окрестности Тиверска часто становились ареной вооруженных конфликтов карел, новгородцев и шведов.

В 1323 году  вблизи города прошла установленная граница между Новгородской республикой и Шведскис королевством. Ореховецкий мирный договор. В 1411 году Шведы при нападении на Новгородские земли разрушили Тиверский городок, после чего крепость не востанавливалась.

Вседствии падения уровня воды в Вуоксе после Тайпальской катастрофы в 1818 года воды Суходольского озера прорвались в Ладогу и остров соединился с материком. Поперек городища была проложена почтовая дорога для чего в стенах крепости были сделаны проломы и перебошены мосты.

Тиверск. Жертвенные камни.

Тиверск. Жертвенные камни.

Карелы  обожествлял  стихию леса; лес воспринимался как некое одушевленное существо, требующее поклонения.

Карел видит лес поющим: –  “Лес поет, когда сильный ветер дует”

Лес умеет говорить: -“Лес подает голос в ответ, если крикнешь”

У него развито зрение и слух: – “He относи в лес тайного: лес видит и слышит”

Лес любит тишину, покой и порядок. Не надо свистеть, лес слышит. Лес не любит споров; если сделаешь что-то на спор, добра не жди, добычи не будет, можно и заблудиться. Лес не любит смеха, там надо вести себя серьезно. Лес чистоту любит.

Карелы верили, что придешь в лес с добрым словом, приношением, он тоже поможет и ягоду найти, и зверя добыть. Русский вариант этого поверия: – “Как аукнется, так и откликнется”

Тиверск. Жертвенные камни.
Тиверск. Жертвенные камни.

Вера в силу и покровительство почитаемых деревьев нашла широкое отражение и в образных пластах карельского языка, особенно в различных фразеологизмах.

Про недотепу говорили: – “Ты ольховая растяпа” Про легкомысленного человека: – “осиновый ум”

Про упрямого: – ” Березовая чурка” Про вековуху: –  “Коса можжевеловая, задница сосновая”

Про бедняка: –  “Дом в глухом бору, изба на сосне, пожитки на суку”

Про здорового и крепкого человека: – ” Как ствол сухостойной сосны”

Про внебрачного ребенка говорили:- “Под можжевельниками найденный”

Про человека, который не был родственником:-  “Через кривую березу”

Когда человек умирал говорили: –  “Ушел под кочку”

Особым почитанием у карелов пользовались самые большие деревья. Их ни в коем случае нельзя было рубить. Считалось, что именно в них живет дух леса. К ним приносили угощение, их старались задобрить различными приношениями. Под ними чаще останавливались и на ночлег, предварительно испросив разрешения, а утром не забывали поблагодарить за спокойную ночь.

Союз с тотемным деревом могли заключать разными способами. Это и кормление дерева, под которым оставляли разные съестные припасы и ели сами. дерево украшали лентами, платками, полотенцами. Этот обряд сохранился до сих пор и во многих местах можно встретить огромное дерево (чаще это сосна),  завязанными тряпицами. Участники этого действа просят у духа дерева и здоровья, и удачи, и продолжения рода.

Есть и у карелов и такой обряд –  связывали верхушки двух деревьев обязательно растущих с двух сторон тропы, а затем пролезали через эту арку с целью передать дереву свои болезни и воспринять от распускающегося весною дерева его свежесть и физические силы. Самым распространенным был этот ритуал в моменты поиска потерявшегося в лесу животного. Такие связанные верхушки деревьев называли  узел Осмо. Он делался, безусловно, в качестве угрозы, сначала лесу, потом дереву, а затем некоему лесному духу. Они должны были без протеста согласиться на условия человека, заключающего с ними союз, и вернуть животное как можно скорее  И только после этого узел развязывался.

Один из видов культового почитания деревьев, который повсеместно распространен у карелов, это карсикко.  Деревья с обрубленной верхушкой или нижними сучьями могли стоять на кладбищах, на перекрестках дорог, рядом с местами хорошего улова и удачной охоты. Чаще всего это были хвойные: сосна, ель. На них иногда делалась особая зарубка. Карельское карсикко – это аналог мирового древа, имеющее огромное сакральное значение. На кладбищах оно служило для связи мира живых с миром мертвых, на него могли вешаться полотенца,  тряпицы, которые символизировали дорогу, путь для передачи вестей предкам. В народном мнении сосна являлась символом мира мертвых, служила границей между тем и этим светом. Неритуальные контакты с нею считались губительными, обрядовое общение – обязательным. В священных рощах карсикко связывало человеческий мир с “иным” миром, там происходил контакт человека с духами-хозяевами, с различными божествами.

Тиверск. Жертвенные камни.
Тиверск. Жертвенные камни.

Священными камнями, как правило, были необработанные валуны, часто больших размеров и причудливой формы. Расположенные на берегу озера, реки или у источника, среди деревьев.

Люди приходили к камню, молились, купались в местном водоеме, вешали ленточки, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений камня и обливались ею для исцеления от болезней.

К нему приносили тяжелобольных детей, обливали камень водой из ручья, потом собирали ее в особую посудинку и обмывали ребенка. После этого на него надевали новое белье, а старое развешивали на окружающих деревьях. Считалось, что если ребенку суждено жить, он сразу после омовения пойдет на поправку, а если суждено умереть, то быстро зачахнет.

Огромный валун стоит у тропинки, на уровне человеческого роста, еле заметный,выбит крест см.10-15 заключенный в круг. Православный священник освятил каменюку. Немое свидетельство почитания священного места местными жителями.


Тиверск. Жертвенные камни.

Один комментарий

  • Тимур

    Приблизительно в 1330-х годах, во времена новгородского воеводы Валиты Корелянина, (возможно, имелся в виду просто карельский валит того времени)городище было окружено валом и в большей части — каменной стеной двухметровой высоты, сложенной насухо из больших валунов. По верху стен в древности шёл деревянный, высотой также около двух метров бруствер — боевое укрытие для защиты воинов от неприятельского огня и удобства стрельбы. Тиверский городок пережил эпоху расцвета в XIV веке, когда среди карел были сильны и антишведские, и, отчасти, антирусские настроения. Город, по предположению учёных, являлся оплотом языческой оппозиции, это был опорный пункт карельской племенной верхушки, недовольной тем, что власть уходила у неё из рук. Здесь наверняка находились и православный храм (что официально требовалось для торгово-ремесленного города Корельской земли), и заповедные жертвенные камни.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.