старинные склепы петербурга
Блог.,  Петербург примечательный.

Старинные склепы Преображенского еврейского кладбища.

Старинные склепы и надгробия Преображенского еврейского кладбища.

 

В справочнике “Петербургский некрополь”, изданном Великим князем Николаем Михайловичем в 1912 году, сообщается, что:

“Преображенское кладбище с церковью Преображения Господня расположено по Николаевской железной дороге на 10-й версте от Петербурга. Разделяется на православное, других христианских исповеданий, еврейское и караимское. Кроме того существует отдельное кладбище для военных”.

 Петербургское еврейское кладбище получило название в честь чуда, произошедшего с Иисусом на горе Тавор. Христианская часть кладбища давно переименована в “Памяти жертв Девятого января”, а название “Преображенское” теперь твердо ассоциируется   с еврейскими могилами.

По распоряжению императора Александра первого, ранее лиц иудейского вероисповедания хоронили на специально отведенных участках на Смоленском и Волковском лютеранском кладбище, а  в 1871 году последовало высочайшее повеление об устройстве за счёт города нового кладбища Преображенского  для иноверческих захоронений,

К открытию в 1875 году был выстроен деревянный двухэтажный дом для омовения и отпевания.  Первое захоронение  – это были  два работника Охтинского порохового завода, погибших при взрыве.

Основное различие между христианскими и еврейскими кладбищами исходит из традиционного еврейского принципа “ненарушения могил” : прах усопших должны навсегда остаться в том месте, где были преданы земле.

Христианское понимание позволяет нарушать существующие захоронения после определенного времени для выполнения новых.

Христианское кладбище которое не используется в течение длительного времени, может быть ликвидировано.  Согласно принципам иудаизма каждое надгробие и целое кладбище неприкосновенны, к тому времени, пока известно о его местонахождении.

К исключениям относятся случаи, когда выполняется эксгумация для переноса останков на Святую Землю  или в семейную могилу,

Старинные склепы Преображенского еврейского кладбища.

На могилах не увидишь фотографий умерших людей, ни цветов, а так же нет даты рождения.

Старинная еврейская практика которая восходит к временам средневековья, а, возможно, и к более ранним – это обычай класть камешки на надгробие. Помещая камешек на могильной плите,  выражается уважение к умершему, показывается другим людям, что эту могилу недавно посетили. Увидев камешки, они поймут, что эту могилу часто навещают, и, заинтересовавшись тем, кто там похоронен, возможно, сами ее посетят.

На более мистическом уровне, Талмуд говорит, что чтение надписи на надгробии может отрицательно повлиять на способность человека изучать Тору. Хотя каббалисты объясняют, что в принципе это остережение относится только к выпуклым надписям, которые рельефно выступают на поверхности надгробия, а не к тем, которые выгравированы в нем,  приводит традицию о том, что возложение камня на могильной плите также помогает избежать любых нежелательных последствий от чтения надписей на надгробии.

Старинные склепы Преображенского еврейского кладбища.

Есть еще одна версия уходящая корнями в историю.

В те древние  времена, из которых исходит иудейский народ, в пустынной, каменистой местности для человека, проходящего мимо могилы или специально посещающего ее, самым доступным средством отметить свое посещение или выразить свое уважение к похороненному было добавить свой камешек к надгробию из груды камней. Что касается цветов, то найти их в пустыне сложно, да и  во что они превратятся в пустыне на жаре.

Старинные склепы Преображенского еврейского кладбища.

Еврейское мировоззрение, базирующееся на вере в бессмертие души и жизнь в будущем мире, видит в смерти не более чем переход от жизни в материальном мире к жизни в мире духовном, мире абсолютного добра.

Все ритуалы, связанные с кончиной, сопровождаются молитвами.  Похоронный обряд от момента смерти до закрывания могилы проводят мужчины.   Часть обряда, связанная с приготовлением тела женщины к погребению, выполняется женщинами.

После смерти открывают все окна в доме и выплескивается  вода из сосудов. Тело умершего кладут на пол, закрывают ему глаза и накрывают лицо белой тканью. Зажигают свечи в изголовье, и кто-то из родственников или близких друзей садится у тела, чтобы читать книгу Тегилим. . Извещают организацию  похоронного сообщества, которое традиционно отвечает за выполнение надлежащих ритуалов сразу после смерти, а также за проведение похорон.

Хоронить покойника следует как можно скорее, ибо сказано в Торе:

“Обязательно похорони его в тот же день”

 В субботу и праздники хоронить нельзя.  После того, как   тело покойного очистят , обернут в саван, накроют покрывалом ( талитом)  похоронная процессия отправляется на кладбище.

Сопровождающие тело покойного собираются в помещении находящегося при входе на кладбище оплакивают умершего, в его честь говорят последнее слово,  отрывки из Священного Писания, читается поминальная молитва – кадиш.

 

Склеп придворного портного и домовладельца Абрама Каплуна выполнен в мавританском стиле.

Купец, портной мужского платья, держал мастерскую под маркой “Каплун и сын” на Невском 65 ( затем 57) Домовладелец  Абрам Генохович  в Петербурге имел доходные дома исключительно для сдачи в аренду. Ни сам, ни его дети и наследники, продолжающие швейное дело отца, по этому адресу не жили.

Старинные склепы и надгробия Преображенского еврейского кладбища.





 


Склеп Льва Файвелевича Фридланда дата смерти 1899 год.

В литературном и научном мире имя Фридланда известно благодаря его богатой библиотеке еврейских книг, подаренной им в 1892 году Императорской академии наук.

Купец первой гильдии занимается банковским делом, строительством железных дорог, оптовыми поставками военному ведомству. Любимое “детище” – библиотека, к концу 80ых г.,19 века становится самым крупным частным собранием еврейских печатных книг 15-16 веков не только в России, но и во всей Европе.

старинные склепы петербурга



Звезда Давида.

На старинных склепах и надгробиях часто можно увидеть  древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды, гексаграмму.  В которой два одинаковых равносторонних треугольника наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых углов, Звезда Давида или печать Соломона.

В нонце 19 века “звезда” стала изображаться на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы.

Старинные склепы и надгробия Преображенского еврейского кладбища.



Склепы Никольского кладбища Александро Невской лавры.

Малоохтинское старообрядческон кладбище.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *