
Считаем львов в Санкт – Петербурге. Маскароны.
Считаем львов в Санкт Петербурге.
В Питере огромное количество изображений львов. Выражение: – В этом городе львов больше, чем жителей, почти правда. Всех львов конечно же пересчитать не возможно. Особенно много маскаронов с изображением льва на фасадах старинных домов и барельефах. Я же попробую “поохотиться” на самых известных в городе представителей кошачьих, царя зверей, сторожей и защитников прекрасного города и пригородов Санкт Петербурга. Грифоны и сфинксы хоть и не львы львы, но то же попадут в мою коллекцию..

Интересная и загадочная история произошла в Петербурге в начале 20 века, сохранилась в печатных изданиях под названием ” Человек Нила тонет в Неве” Было еще парочка громких заголовков по которым можно было судить, что интерес к этой истории был огромный.
Надо обязательно упомянуть, что за иностранными гражданами, в то время, приглядывал особый отдел жандармерии.
Интересовала заморского гостя единственная достопримечательность, а если еще точнее, единственный объект. Если стоять спиной к академии художеств, то сфинкс будет справа. (на фото) На протяжении нескольких недель египтянин приходил к сфинксу, а в один из дней мужчина был обнаружен в Неве утопленным.
По факту смерти началось расследование. Признаков насильственной смерти обнаружено не было. Ряд загадочных фактов долго еще будоражили умы горожан, но так и остались без объяснения.
Тело утопленника было все покрыто татуировками. Как ни пытались расшифровать ученые-востоковеды, к сожалению усилия были безрезультатны.
В кармане у покойного были обнаружены древние ритуальные предметы которые, как позже выяснилось, имели отношения к бальзамированию трупов в Египте.
Так же, в номере гостиницы, где остановился Данир ар Рияд была обнаружена записка в которой было написано:– “Две реки откроют путь.”
Надо добавить, что Египтянин был похож на сфинкса как две капли воды.
Сфинксы с лицом фараона Аменхотепа были обнаружены в 1820 году, во время раскопок, и были проиобретены царской Россией 160 лет назад.


Львы как символы солнца были популярны в Европе в 17-18 веках. Этими животными в камне стали украшать входы во дворцы и создавать эффектные барельефы с львиными мордами. Тогда то и Петр Великий обратил внимание.
Так же есть версия, что львы в городе остались от шведов. Ведь на гербе Швеции красуются два льва. Возможно львы появились как память о победе над шведами, с которыми русские воевали в начале 18 века. Скульптуры львов испокон веков служили символами могущества, доблести, отваги и победы. Петр I во время основания Санкт-Петербурга отвёл городу на Неве роль столицы величественной и могущественной Российской империи, наподобие с Древнеримской. Поэтому львы были вполне уместны.



Лев — высший знак духовной мистической астральной власти с приходом христианства, поскольку стал одним из символов Христа. Вот так мы видим, как шаг за шагом образ льва превращается в оберег. Таким образом, в европейском искусстве скульптурное изображение льва отпугивает все противные христианству темные силы и удостоверяет, что в доме на замковом камне арки или над дверным проемом или над (под) окном красуется львиный маскарон, живет христианин — защитник веры Христовой. Однако на такой маскарон имел право не каждый православный мирянин, хотя бы и «миллионщик», а до второй половины XIX столетия только дворянин. Санкт-Петербург той поры — город дворянский, потому и львов бессчетное число.
Что же сообщают прохожему, проезжему львы, замершие у парадного подъезда или разевающие на нас пасти с маскаронов? Достаточно много.

Весь каменный львиный прайд, так называется львиная стая, делится на три неравные части по роду исполняемой ими, в качестве архитектурной детали, службе:
лев — просто охранитель,
лев — недремный страж
лев — щитоносец, щитодержатель.
Охранитель рычит, скалит зубы и прочее.
Недремный страж не спит. Чтобы не уснуть, он либо шар лапой катает, либо держит в пасти кольцо. И здесь выбор львиного маскарона не случаен.
Лев – недремный страж означал, что хозяин дома – военный.
Щитодержатель.Право на скульптурное изображение льва , имел только титулованный дворянин – граф или князь. Причем лев перед домом князя мог, стоя на задних лапах, передними держать геральдический щит с княжеским гербом владельца дома или замка..
(Повести каменных горожан. Алмазов Борис Александрович)







Львиный мост – уникальный памятник архитектуры. Мост пешеходный, подвесной. Цепи закрепленые в пасти львов являются декоративной состовляющей. Статуи львов, так же как и пьедесталы и перила, изначально были чугунные. Львы покрыты белой краской. Ширина моста 2,28, длинна 22,8. Открытие моста состоялось 1 июля 1826 года. Мост претерпел несколько реставраций. Все деревянные элементы были заменены на современные материалы. Ограда и фонари стали металлические.

Первая хозяйка усадьбы, в честь которой была названа усадьба, Мария Яковлевна Строганова.
Графиня Софья Владимировна Строганова (урождённая Голицына), став хозяйкой имения, в 1811 году велела построить на высоком, правом берегу реки Тосны дворец и заложить сад. Работы были поручены профессору Императорской Академии художеств А.Н. Воронихину, а после его смерти, в 1814 году, дело продолжили его ученики. Последний владельц Павел Павлович Голицын, умер в 1914 году. Его вдова и шестеро детей во время революции бежали из России.

В первое время советская власть организовала в доме музей дворянского быта. Его экспозиция, кроме оставшегося имущества, содержала немало семейных реликвий Голицыных-Строгановых, включая переписку графини с членами императорской семьи.
После ликвидации музея в 1928 г. его собрание было частично продано за границу, частично – распределено по многим государственным хранилищам. Часть коллекции попала в Эрмитаж, благодаря чему, удалось в точности воспроизвести некоторые предметы интерьера и целые гарнитуры мебели.


После ликвидации музея в Марьинской усадьбе открыли детский дом, затем санаторий Никольского порохового завода. В 1960 году усадьба официально обрела статус объекта охраны союзного значения.

Львы усадьбы Марьино вырезанны в 1821 году из пудожского камня, расположились на ступенях крыльца четырех флигелей. Всего восемь скульптур.




Из истории Елагина острова.
На шведских картах в 1643 г. остров уже был отмечен под названием, в переводе на русский, “Мишин остров” Вполне вероятно, что на острове водились медведи.
В 1970 году остров был подарен Петром первым вице-канцлеру П. П. Шафирову, затем островом владели генерал-прокурор П. Я. Ягужинский, действительный статский советник А. П. Мельгунов, светлейший князь Г. А. Потёмкин. В1777 году хозяином стал обер-гофмейстер императорского двора И. П. Елагин.

Парадный фасад Елагина дворца, обращенный к Масляному лугу, украшают два чугунных льва. Эти львы являются копиями сторожевых львов с флорентийской площади Синьории, модели которых были отлиты на Санкт-Петербургском Казенном литейном заводе. Это были первые чугунные львы в Петербурге.
Иван Перфильевич Елагин был видным деятелем русского масонства. По сути, здесь, на острове, был центр российского масонства.
В 1817 году остров становится собственностью императорской фамилии. Старый особняк Елагина было решено превратить во дворец для императора Александра I

Ещё в середине 19 века самым популярным и притягательным местом стала западная стрелка острова. Привлекала она не только ценителей пейзажей, но и любителей регат.
Стрелка острова сильно пострадала в результате наводнения 1924 года. В последующие годы она была заново спланирована и к 1927 году благоустроена.
Берег укрепили сваями, к воде спустилась двухъярусная терраса, а на мысу сооружена площадка, облицованная светло-розовым гранитом.
Главное же, что издали привлекает внимание, это большие, высотой около двух метров, статуи сторожевых львов с шарами. Львы стоят по краям террасы на высоких массивных постаментах и обращены друг к другу. Их профили четко выделяются на фоне воды и неба и хорошо видны с воды.

Статуи изваяны из пористого пудожского камня. Эта львиная пара была изваяна, вероятно, в конце 18 века в связи с постройкой А.Н. Воронихиным дачи А.С. Строганова, но возможно также, что первоначально эти статуи украшали центральный вход усадебного дома в Марьино, а затем были перевезены на Чёрную речку. Там они были установлены у бокового фасада дачи Строганова, где и находились вплоть до 20 века. В 1920-х годах их видели в районе Путиловского завода.
Считается, что монументальные львы привезены на стрелку, по-видимому, с Петергофского шоссе в 1925 году.




Маскарон – в переводе с итальянского “большая маска” Чем же “маскарон” отличается от “маски”? Маскарон – это декоративный элемент включенный в архитектурную среду. Как правило это маски мифологических героев, животных или вымышленных персонажей.
В России маскароны появились в эпоху Петра первого в 18 веке. Они украшают фасады домов, оконные или дверные проемы, капители, ограды, перила лестниц и мостов. Немые свидетели истории.

Функция маскарон (масок) изначально сакральная. Это обереги, защита от темных сил, хранители покоя проживающих в доме. Череп животного помещенный первобытным охотником перед своим жилищем постепенно преобразился в маскарон на здании.
Происхождение маскаронов уходят корнями в историю Древней Греции. Утратив религиозную направленность мифология превратилась в легенду и заняла свое место в искусстве, скульптуре, маскаронах, украсив своими образами городские постройки.





Есть такая версия, ( но это не точно) что сфинксы на Малой Невке это копия сфинксов изготовленных в 1826 году для Египетского цепного моста в Петербурге. Отливались скульптуры на Обуховском сталелитейном заводе в 1905 году. В начале 20 века скульптуры находились у дома по улице Можайская 35 и только в 1970 году их поместили на набережной Малой Невки.



Усадьба Воронцовых- Дашковых в Шуваловском парке.



..На площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный,
Евгений…
Так львы вошли в поэму Александра Сергеевича Пушкина “Медный всадник “о наводнении 1824 года,

Дом Лобанова Ростовского 1817-1820 года постройки. Львы высечены из каррарского мрамора, скульптором Трискорни.
Сегодня дом Лобанова – Ростовского переделан в самый фешенебельный отель в городе, готовый принимать высших государственных лиц, он включён в федеральный список охраняемых объектов культурного наследия. С 1918 по 1964 год в доме находилась школа. С 1964 года Проектный институту № 1 В 1828 году разорившийся хозяин дома А. Я. Лобанов – Ростовский решил разыграть дом в лотерею. Для этого был выпущен миллион лотерейных билетов номиналом в один рубль. Один из купивших билет должен был, по задумке князя, стать новым владельцем особняка, но сделка не состоялась, так как Император Николай первый, запретил сделку и выдвинул своё предложение, продать в казну дом и уникальную библиотеку, коллекцию раритетных тростей и палок. Стоимость сделки составила 1 005 000 рублей ассигнациями, за уступление ценной библиотеки Лобанову-Ростовскому была назначена пожизненная пенсия, а в самом доме было окончательно решено на условиях аренды разместить в доме Военное ведомство.


Фигуры львов на Дворцовой пристани, по мнению краеведов, считаются самыми знаменитыми в Санкт Петербурге. Изготовлены они методом чеканки из листовой меди в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе Мастер И. Пранг по эскизу И.П. Прокофьева. Установлены скульптуры на чугунных пьедесталах с валютами.
Во время Великой отечественной войны львы получили “ранения” и были позже отреставрированы.
Фигуры внутри пустые, так как изготовлены из тонкого листа меди, от тяжести могли и проломиться, что и произошло, вероятно от того, что туристы забирались на спину львам, та и не выдержав, треснула. Царь зверей вновь отправился на реставрацию, только на этот раз, внутри фигуры был установлен прочный каркас. Вскоре на реставрацию отправился и второй лев. Сегодня, по мнению экспертов, конструкция скульптур очень прочная.







Гуляя по Невскому проспекту загляните во дворик Строгановского дворца, что на Невском дом 17. Пара сфинксов которые украшают крыльцо дворца считаются самыми первыми из появившихся в Санкт-Петербурге. Львы, вернее львицы, с человеческим ликом, хранительницы тайных знаний, сумеречные создания “живут” в Петербурге уже несколько веков.
В 1796 году сфинксы были установлены на пристани Строгановской загородной усадьбы на Большой Невке. Сегодня, от загородной усадьбы Строгановых остался только маленький садик да пруд. Сфинксов в начале XX века, было решено перенести к Строгановскому дворцу, на Невский проспект.




Ленинградский зоопарк! Основан в 1865год основания. Вот такой маскарон льва на баннере, у входа в зоосад. Но символ зоопарка вовсе не лев, а белый медведь!













































Похожее

Царское село. Пушкин. Ленинградская область.
Вам также может понравиться

Фабрика “Красное знамя”Санкт Петербург.
03.12.2020
Всеволожск. Мыза Рябово.
27.11.2020