Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
Блог.,  Петербург примечательный.

Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.

Экскурсия. Санкт-Петербург, Соляной переулок, 15

История академии как художественной школы уходит корнями во вторую половину XIX века, в эпоху бурного развития российской промышленности, которая, стремясь сделать свою продукцию конкурентноспособной на мировом рынке, поставила перед обществом проблему подготовки художников для производства.

В 1876 году по рескрипту Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником Александром Людвиговичем Штиглицем было основано Центральное училище технического рисования. Великая заслуга в создании и становлении Школы принадлежит блестящему архитектору М.Е. Месмахеру, который стал первым директором Училища и возглавлял его более 20 лет.

Здание Училища строилось с 1878 по 1881 год и было открыто 29 декабря 1881 года в присутствии великого князя Владимира Александровича. В результате обширного учебного курса, включавшего общеобразовательные, художественные и технические дисциплины, учащиеся осваивали не только художественные ремесла, но и получали разностороннее образование.

В 1877 году был утвержден Устав, согласно которому Училище находилось в ведение Департамента Торговли и мануфактур Министерства финансов. ЦУТР существовало на проценты с капитала в один миллион рублей серебром, плату за обучение (12 рублей в год) и пожертвования. Дети малоимущих родителей освобождались от оплаты, но их количество не должно было превышать 25% от общего количества учащихся. По усмотрению Совета предоставлялись бесплатные завтраки и стипендии. От поступающих в Училище требовались знания, соответствующие курсу первых четырех классов гимназии или реального училища и успешное выполнение экзаменационного задания по рисунку.

Штиглиц Александр Людвигович в кресле

Обязательные дисциплины: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение и съемка (обмер) предметов, рисунок орнаментов по стилям, лепка, рисование живых цветов, композиция (проектирование) художественно-промышленных предметов.

Программа по специальности была рассчитана на 2 года, иногда учащиеся посещали два или три класса одновременно. Завершающим этапом подготовки художников являлось выполнение проекта на заданную тему.

Авторы лучших работ получали право на пенсионерскую поездку по России и за границу сроком от нескольких месяцев до 3-х лет. К 1901 году 62 выпускника училища побывали в пенсионерских поездках.

Штиглиц Александр Людвигович в кресле

В 1918 году оно стало Государственными свободными художественными учебными мастерскими, то есть был свободный прием всех желающих получить специальное образование, а через 2 года реорганизовано в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.

В течение 15 довоенных лет в здании располагались различные училища и школы, которые специализировались на подготовке мастеров в области архитектурной отделки зданий и коммунального строительства.

В феврале 1945 года решением правительства Школа воссоздается как центр подготовки специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных войной памятников истории и культуры

В 1948 году Училище становится вузом, высшим учебным заведением.

Более 25 лет училище возглавлял известный архитектор Яков Николаевич Лукин. Выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной внесли огромный вклад в культуру страны. Они стали авторами таких известных произведений, как Памятников «Пояс Славы» вокруг Ленинграда, памятника-надгробия павшим в блокаду на Серафимском кладбище, авторами дизайна автомобилей «Волга», «Нива», «Белаз», кораблей на подводных крыльях «Метеор», «Ракета», оборудования телецентра «Останкино» и Центра управления космическими полетами.

В 1994 году ЛВХПУ им. В.И.Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которой в 2007 году было возвращено имя ее основателя – Александра Людвиговича Штиглица.

Сегодня, (2022год) музей можно посетить по предварительной записи в формате экскурсии в сборной группе или через заказ индивидуального сопровождения для своей группы.

Композиционные доминантой здания служит огромный выставочный зал перекрытый двойным стеклянным куполом, это был самый большой купол в дореволюционной архитектуре нашей страны, его размер составлял 34 на 17 метров. Исторический купол не сохранился, он серьезно пострадал годы Великой Отечественной войны и несколько лет назад студенты академии Штиглица, в качестве дипломной работы, восстановили несколько деталей.

Внутри двор напоминал роскошное итальянское палаццо.  Когда-то зал был украшен огромным количеством скульптуры и слепками которые были сделаны с античных ваз, внутренне купол был полностью покрыт росписям. Фасад здания украшен профилями с именами выдающихся деятелей искусства самых разных эпох.

В большом зале когда-то проходили блистательные выставки, в том числе и всероссийского масштаба. В 1898 году здесь прошла выставка объединения мир искусства, в 1904 году историческая выставка предметов искусства, в 1915 годувыставка церковной старины, здесь так же выставлялись работы учащихся училища.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.

В галереях второго этажа располагались когда-то привезенные вещи с раскопок в Трое. 

 По периметру зала на верхней галерее в 2002 году разместили подаренную эрмитажем гипсовую копию большого фреза Пергамского алтаря. Пергамский алтарь это один из самых значительных памятников Эллинистического времени, который сохранился до наших дней был обнаружен в городе Пергам, эта территория современной Турции.

В конце девятнадцатого века находку сделал немецкий инженер и благодаря этому алтарь стал собственностью Германии, был выведен Берлин. После Второй мировой войны алтарь в качестве трофея был вывезен из Берлина Советскими войсками и в 1945 году оказался в Эрмитаже.

 В 1958 году алтарь был возвращен обратно Германии, но при этом была достигнута договоренность, что гипсовая копия алтаря специально для Советского союза будет сделана. Изначально она находилась запасниках Эрмитажа, а в 2002 году была передана в подарок Санкт-Петербургской академии им. Штиглица.

  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.

В 1923 году академия стала официально называться первым филиалом Эрмитажа. Коллекция пополнялась предметами искусства из бывших частных собраний и музеев которые были национализированы.

В1927 году вышло постановление о закрытии музея, под видом его реорганизации. Было заявлено, что экспонаты будут переданы в Эрмитаж, но на деле большая часть коллекции, к сожалению, было передано во всесоюзное объединение по экспорту, который назывался “Антиквариат” и была распродана на зарубежных аукционах.

Сегодня в коллекции музея при академии находится 35 тысяч предметов прикладного искусства, от античности до наших дней, в том числе фарфор керамика, а также уникальная коллекция русских изразцовых печей , художественный металл. Кроме того, среди экспонатов музея можно увидеть лучшие студенческие работы второй половины 20 века.

 Каждый из 32 музея, для сохранения духа эпохи, декоририровался в определенном историческом стиле. Прекрасное оформление получили даже галереи, которые являлись одновременно выставочными залами и переходами между залами.

  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.

Талантливый педагог Максимилиан Егорович Месмахер смог превратить здание музея в хорошую школу для своих воспитанников. Главной целью музея была содействовать воспитанию художественного вкуса, дать образцы лучших работ. В связи с этим украшением и росписью залов занимались сами учащиеся училища.

Все плафоны, настенная живопись, майолика, изразцы, балясинки, вышивки, столярный филенки, резьба, копии выдающихся картин и скульптур которые были созданы в результате специальных заграничных поездок учеников.


К сожалению не все залы музея сохранились свою историческую отделку. Не сохранился Готический зал, Древнеримский зал. Не показвают экскурсантам зал Фарнеза, Фламанский зал утратил свой декор, Английский зал, Елизаветинский в котором разместились учебные классы. В Итальянском зале была размещена уникальная коллекция печей 18 -19 веков, каждая из которых является прекрасным произведением искусства. 


  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица

В Итальянском зале можно увидеть буфет- павильон, был изготовлен в 1856 году в Германии. Украшен буфет сценой борьбы Зевса с Титанами. Такую мебель называют архитектурой малых форм, буфет напоминает парковый павильон эпохи барокко украшенный скульптурой.


  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • академия имени А.Л. Штиглица.


  • академия имени А.Л. Штиглица.
  • академия имени А.Л. Штиглица.
  • академия имени А.Л. Штиглица.
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • академия имени А.Л. Штиглица.
  • академия имени А.Л. Штиглица.


  • академия имени А.Л. Штиглица.
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица

На первом этаже здание музея является русский зал или “Теремок”. В залах Теремка представлены образцы мебели, коллекция кукол, изделий из кованого металла. Главный же объект – это расписные колонны, сводчатые потолки. Декор этого сказочного зала напоминает палаты теремного дворца в Москве, в сердце теремка находятся образцы старинной русской мебели, традиционные лавки, сундуки.

  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
  • Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица


AliExpress RU&CIS NEW

 Поднявшись по парадной лестнице мы попадаем е в зал и в галерею Рафаэля. Её называют еще Папской галереей, поскольку повторяет декор знаменитых лоджий оформленных Рафаэлем для дворца Папы Римского Ватикане. Отсюда можно выйти как на верхний ярус большого выставочного зала.





Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *