Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
Экскурсия. Санкт-Петербург, Соляной переулок, 15
История академии как художественной школы уходит корнями во вторую половину XIX века, в эпоху бурного развития российской промышленности, которая, стремясь сделать свою продукцию конкурентноспособной на мировом рынке, поставила перед обществом проблему подготовки художников для производства.
В 1876 году по рескрипту Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником Александром Людвиговичем Штиглицем было основано Центральное училище технического рисования. Великая заслуга в создании и становлении Школы принадлежит блестящему архитектору М.Е. Месмахеру, который стал первым директором Училища и возглавлял его более 20 лет.
Здание Училища строилось с 1878 по 1881 год и было открыто 29 декабря 1881 года в присутствии великого князя Владимира Александровича. В результате обширного учебного курса, включавшего общеобразовательные, художественные и технические дисциплины, учащиеся осваивали не только художественные ремесла, но и получали разностороннее образование.
В 1877 году был утвержден Устав, согласно которому Училище находилось в ведение Департамента Торговли и мануфактур Министерства финансов. ЦУТР существовало на проценты с капитала в один миллион рублей серебром, плату за обучение (12 рублей в год) и пожертвования. Дети малоимущих родителей освобождались от оплаты, но их количество не должно было превышать 25% от общего количества учащихся. По усмотрению Совета предоставлялись бесплатные завтраки и стипендии. От поступающих в Училище требовались знания, соответствующие курсу первых четырех классов гимназии или реального училища и успешное выполнение экзаменационного задания по рисунку.
Обязательные дисциплины: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение и съемка (обмер) предметов, рисунок орнаментов по стилям, лепка, рисование живых цветов, композиция (проектирование) художественно-промышленных предметов.
Программа по специальности была рассчитана на 2 года, иногда учащиеся посещали два или три класса одновременно. Завершающим этапом подготовки художников являлось выполнение проекта на заданную тему.
Авторы лучших работ получали право на пенсионерскую поездку по России и за границу сроком от нескольких месяцев до 3-х лет. К 1901 году 62 выпускника училища побывали в пенсионерских поездках.
В 1918 году оно стало Государственными свободными художественными учебными мастерскими, то есть был свободный прием всех желающих получить специальное образование, а через 2 года реорганизовано в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.
В течение 15 довоенных лет в здании располагались различные училища и школы, которые специализировались на подготовке мастеров в области архитектурной отделки зданий и коммунального строительства.
В феврале 1945 года решением правительства Школа воссоздается как центр подготовки специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных войной памятников истории и культуры
В 1948 году Училище становится вузом, высшим учебным заведением.
Более 25 лет училище возглавлял известный архитектор Яков Николаевич Лукин. Выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной внесли огромный вклад в культуру страны. Они стали авторами таких известных произведений, как Памятников «Пояс Славы» вокруг Ленинграда, памятника-надгробия павшим в блокаду на Серафимском кладбище, авторами дизайна автомобилей «Волга», «Нива», «Белаз», кораблей на подводных крыльях «Метеор», «Ракета», оборудования телецентра «Останкино» и Центра управления космическими полетами.
В 1994 году ЛВХПУ им. В.И.Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которой в 2007 году было возвращено имя ее основателя – Александра Людвиговича Штиглица.
Сегодня, (2022год) музей можно посетить по предварительной записи в формате экскурсии в сборной группе или через заказ индивидуального сопровождения для своей группы.
Композиционные доминантой здания служит огромный выставочный зал перекрытый двойным стеклянным куполом, это был самый большой купол в дореволюционной архитектуре нашей страны, его размер составлял 34 на 17 метров. Исторический купол не сохранился, он серьезно пострадал годы Великой Отечественной войны и несколько лет назад студенты академии Штиглица, в качестве дипломной работы, восстановили несколько деталей.
Внутри двор напоминал роскошное итальянское палаццо. Когда-то зал был украшен огромным количеством скульптуры и слепками которые были сделаны с античных ваз, внутренне купол был полностью покрыт росписям. Фасад здания украшен профилями с именами выдающихся деятелей искусства самых разных эпох.
В большом зале когда-то проходили блистательные выставки, в том числе и всероссийского масштаба. В 1898 году здесь прошла выставка объединения мир искусства, в 1904 году историческая выставка предметов искусства, в 1915 годувыставка церковной старины, здесь так же выставлялись работы учащихся училища.
В галереях второго этажа располагались когда-то привезенные вещи с раскопок в Трое.
По периметру зала на верхней галерее в 2002 году разместили подаренную эрмитажем гипсовую копию большого фреза Пергамского алтаря. Пергамский алтарь это один из самых значительных памятников Эллинистического времени, который сохранился до наших дней был обнаружен в городе Пергам, эта территория современной Турции.
В конце девятнадцатого века находку сделал немецкий инженер и благодаря этому алтарь стал собственностью Германии, был выведен Берлин. После Второй мировой войны алтарь в качестве трофея был вывезен из Берлина Советскими войсками и в 1945 году оказался в Эрмитаже.
В 1958 году алтарь был возвращен обратно Германии, но при этом была достигнута договоренность, что гипсовая копия алтаря специально для Советского союза будет сделана. Изначально она находилась запасниках Эрмитажа, а в 2002 году была передана в подарок Санкт-Петербургской академии им. Штиглица.
В 1923 году академия стала официально называться первым филиалом Эрмитажа. Коллекция пополнялась предметами искусства из бывших частных собраний и музеев которые были национализированы.
В1927 году вышло постановление о закрытии музея, под видом его реорганизации. Было заявлено, что экспонаты будут переданы в Эрмитаж, но на деле большая часть коллекции, к сожалению, было передано во всесоюзное объединение по экспорту, который назывался “Антиквариат” и была распродана на зарубежных аукционах.
Сегодня в коллекции музея при академии находится 35 тысяч предметов прикладного искусства, от античности до наших дней, в том числе фарфор керамика, а также уникальная коллекция русских изразцовых печей , художественный металл. Кроме того, среди экспонатов музея можно увидеть лучшие студенческие работы второй половины 20 века.
Каждый из 32 музея, для сохранения духа эпохи, декоририровался в определенном историческом стиле. Прекрасное оформление получили даже галереи, которые являлись одновременно выставочными залами и переходами между залами.
Талантливый педагог Максимилиан Егорович Месмахер смог превратить здание музея в хорошую школу для своих воспитанников. Главной целью музея была содействовать воспитанию художественного вкуса, дать образцы лучших работ. В связи с этим украшением и росписью залов занимались сами учащиеся училища.
Все плафоны, настенная живопись, майолика, изразцы, балясинки, вышивки, столярный филенки, резьба, копии выдающихся картин и скульптур которые были созданы в результате специальных заграничных поездок учеников.
К сожалению не все залы музея сохранились свою историческую отделку. Не сохранился Готический зал, Древнеримский зал. Не показвают экскурсантам зал Фарнеза, Фламанский зал утратил свой декор, Английский зал, Елизаветинский в котором разместились учебные классы. В Итальянском зале была размещена уникальная коллекция печей 18 -19 веков, каждая из которых является прекрасным произведением искусства.
В Итальянском зале можно увидеть буфет- павильон, был изготовлен в 1856 году в Германии. Украшен буфет сценой борьбы Зевса с Титанами. Такую мебель называют архитектурой малых форм, буфет напоминает парковый павильон эпохи барокко украшенный скульптурой.
На первом этаже здание музея является русский зал или “Теремок”. В залах Теремка представлены образцы мебели, коллекция кукол, изделий из кованого металла. Главный же объект – это расписные колонны, сводчатые потолки. Декор этого сказочного зала напоминает палаты теремного дворца в Москве, в сердце теремка находятся образцы старинной русской мебели, традиционные лавки, сундуки.
Поднявшись по парадной лестнице мы попадаем е в зал и в галерею Рафаэля. Её называют еще Папской галереей, поскольку повторяет декор знаменитых лоджий оформленных Рафаэлем для дворца Папы Римского Ватикане. Отсюда можно выйти как на верхний ярус большого выставочного зала.