Рубрика: Ржевка-Пороховые. Охта. Санкт-Петербург.

Река Охта, пороховой завод, Ильинская слобода, Александрвские ворота, малоохтинское старообрядческое кладбище. Много фото 2020 Санкт-Петербург.

охтенка

Казармы Новочеркасского полка. Красногвардейский район Спб.

Казармы Новочеркасского полка. Красногвардейский район Спб.

Новочеркасский проспект, дома 4а, 4б, 4в, 4г, 4д / Красногвардейская площадь, дом 3, литеры Б4-Б8, Б12, В, Д, Ф.

казармы новочеркаского полка

В 1863 году из части подразделений Томского пехотного полка был сформирован полк № 145 

Новочеркасцы дислоцировались в разных губерниях и находились в постоянном движении. Только в  1869 году пехотный Новочеркасский полк был переведен в Петербургский военный округ, лагерь которого находился в Красном Селе.   Полк был разбросан по разным местам, его подразделения дислоцировались в Царском Селе, на Охтинском пороховом заводе и в Красном Селе.

 В  1876 году командир полка И.П. Маслов обратил внимание на пустующие казармы на Малой Охте, которые принадлежали Охтинскому адмиралтейству. Морское министерство уступило эти старые казармы новочеркасцам. Ремонт сделали собственными силами, и уже в конце января 1877 года часть подразделений перебазировалась на Малую Охту.

В 1881 Новочеркасцы принялись возводить на Малой Охте собственные кирпичные казармы.

казармы новочеркаского полка

В 1886 Новочеркасцы заселились в новые казармы, а улица, на которой выросли казармы полка, стала называться Новочеркасской.

 1904–1905 годах 145-й пехотный Новочеркасский императора Александра III полк участвовал в Русско-японской войне. Полк проявил невероятное мужество и стойкость и понес очень большие потери.  В 1909 году, за доблестные действия в войне на Дальнем Востоке Новочеркасскому полку были пожалованы Георгиевские серебряные трубы.

 В 1914–1916 годах  полк участвовал в Первой мировой войне, сражался на Юго-Западном фронте.

После революции 1917 года полк был разоружен. В Гражданскую войну бывшие Новочеркасцы, воевали на разных сторонах. Кто-то из них вступил в Красную армию, кто-то примкнул к Белому движению.

казармы новочеркаского полка

1903 году Новочеркасская улица была удлинена и стала проспектом.

 1985 года за Заневской площадью открылась станция метрополитена «Красногвардейская». В 1992 году она была переименована в «Новочеркасскую».

В 2016 года бывшие казармы Новочеркасского полка признали объектом культурного наследия регионального значения.

kazarma

Церковь Святого Пророка Илии. Ильинская слобода.

Церковь Святого Пророка Илии. Ильинская слобода.

Спб. шоссе Революции 75

церковь пророка илии

Святой Пророк Илия вознесенный на небо в огненной колеснице, в славянской народной традиции считался повелителем грома, небесного огня и дождя, покровителем урожая, плодородия и всех связанных с огнем профессий. Не удивительно, что церковь именно с таким посвящением была возведена в районе пороховых заводов, а слобода стала носить название Ильинская.

Позже, рядом с неотапливаемым Ильинским храмом, была возведена теплая церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с трапезной и колокольней. С тех пор церковь существует как единый храм Святого Пророка Илии с двумя престолами, освященными в честь двух разных святых.

храм пророка илии

Рядом с церковью Пророка Илии был построен храм Параскевы Пятницы, очень любимой и почитаемой святой.

Храм в честь Параскевы Пятницы было очень популярное место, народ съезжался со всей России. Главный контингент были женщины в белых платочках, слепцы, безногие, безрукие в тележках и нищие.

“Богомольцы наполняли склянки купленным маслом от чудотворной иконы, вопили бесноватые кликуши, душевно больных подводили к иконе. Вокруг церкви для избавления от болезней ползали старушки, молодые женщины до изнеможения.” ( из записок очевидцев)

Церковь после революции была снесена, икона отдана в музей. На том месте где когда то была церковь, сегодня стоит поклонный крест.

Церковь Святого Пророка Илии. Ильинская слобода.

Дом обер-офицеров.

офицерский дом Охтинского порохового завода
офицерский дом Охтинского порохового завода

 Рядом с храмом дом 1831 года постройки, для проживания обер-офицеров, то есть членов администрации завода и их семей, ныне заброшка. Шоссе Революции, 73

Старообрядческое Малоохтинское кладбище. Петербург.

Малоохтинское старообрядческое кладище.

Санкт-Петербург.

старинное кладбище

Среди рабочих живущих на Охте и работающих на верфях было много народу с северных, «раскольничьих» губерний, старообрядцев.

Жизнь Малоохтинского старообрядческого общества зависела от отношения к раскольникам государственной власти. Во второй половине 18 века Императрица Екатерина  выступила против жестокого преследования староверов, а в 1768 вышел указ согласно которому кладбище получило официальный статус.

Кладбища в жизни староверов играли огромную роль в связи с тем, что раскольникам не разрешалось иметь молельные дома старообрядцы строили богодельни, книго – и иконописные мастерские, больницы которые становились местом сбора общины.

Малоохтинское старообрядческое кладбище,  формировалось представителями двух беспоповских общин Поморского и Федосеевского.  Противоречия между поморцами и федосеевцами были настолько велики, что при кладбище на Малой Охте у них были отдельные моленные и богадельни. Мало того, что между собой у двух беспоповских согласий не было мира, ещё и государство время от времени сурово преследовало, вводило жестокие санкции и запреты.

богодельня
староверческое кладбище
раскольники кладбище
кот на кладбище
могильная плита
надгробие

В 1883 года Александр III издал указ “О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб” 

С тех пор старообрядцам дозволялось «творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам», причем как в частных домах, так и в специально предназначенных для этого зданиях, но с непременным условием соблюдения общих правил благочиния и общественного порядка. Проще говоря, раскольничьи молитвенные дома были легализованы. При этом внешне они не должны были напоминать православные храмы. Например, иметь наружные колокола им категорически не полагалось.

староверческое кладбище
староверческое кладбище

В 1906 году старообрядцы получили право беспрепятственно регистрировать свои общины, чем они  и незамедлительно воспользовались.

малоохтенское кладбище
староверческое кладбище на малой охте
старинное кладбище
староверческое кладбище

После октября 1917-го Малоохтинскому старообрядческому повезло больше, чем многим другим городским некрополям. Кладбище не было разорено.на Малоохтинском уцелели семейные захоронения Кокоревых, Пиккиевых, Минеевых, Скрябиных и других старообрядческих династий. Тут всё еще можно увидеть необычные надгробия и попытаться прочесть витиеватые эпитафии.

приют
приют для престарелых девиц и вдов

 В 1902–1904 годах рядом с Малоохтинским кладбищем  возвели четырехэтажное каменное здание. В нем разместился приют Императорского Человеколюбивого общества для престарелых девиц и вдов имени Николая и Марии Тепловых.

Символическое воплощение души

Кормление птиц на кладбище в поминальные дни было широко распространено на Русси.  Птицы воспринимались  как символические заместители умершего родственника или же   могли выступать в качестве посредников между миром живых и миром мертвых.

С птицами, “уносящими” душу, связаны поверья о ином мире. О душе говорят, что она “отлетает”. У многих народов мира бытовали представления о том, что душа умершего, принимая птичий облик, могла навещать родных, напоминать о себе, объявлять свою волю, оказывать покровительство. По мнению некоторых исследователей, образ птицы – души возник из представлений о том, что при
сжигании трупов душа уходила в дым. Этот переход души приближается к превращению ее в быстро движущихся животных, особенно птиц и других летающих существ.

Существует и обратная связь: птицы передают послания с неба на землю. По поведению птиц судят о знаках, подаваемых умершими. Птичек у нас угощают на кладбище. Если хорошо помянули, птички все съедят. А если не довольны родители чем-то, то птички от той могилы не будут клевать. Значит надо прощение у родителей просить, поминать чаще.

старообрядческое кладбище

Немного истории.

Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром. Реформы  начатые в 1653 году  Никоном встретили сильным сопротивлением. Собор одобрил и, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены еретиками.

Собор настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми – старообрядцами. Сразу после собора начались расправы.

Репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. Однако имелись ограничения и запреты, а именно, запрещалось строить церкви, издавать книги. Религиозный брак старообрядцев, в отличие от религиозных браков прочих конфессий, не признавался государством, дети считались незаконно рожденными.

У староверов обряд похорон  имеет свои особенности.

Исповедоваться, не допускались  православные  священники. Во многих общинах староверов принято громко оплакивать ушедших из жизни. Причитать начинают прямо с момента констатации смерти. Часто для этих целей приглашали плакальщиц.

В обязательном порядке по всему дому занавешивались все зеркальные поверхности.  Похоронная  одежда шилось без узлов, швом “иголка вперёд” Саван или похоронное покрывало  складывали пополам по длине и сшивали в верхней части. Таким образом, оно приобретало вид лодки, в которой усопшего отправляли странствовать по загробному миру.

Гроб сбивали из досок, без использования железных гвоздей. Их заменяли деревянные чопики или крепления боковин по типу ласточкиного хвоста. Тканью дерево не оббивали ни изнутри, ни снаружи. Крест на крышку гроба также не крепили.

По старинным традициям было принято все три дня и три ночи без устали читать Псалтырь. Для этого созывались 3-4 человека из общины и они, сменяя друг друга произносили молитвы.

Домовину с телом несли до кладбища на руках. В качестве носильщиков были 6 человек из общины, ни в коем случае не родственников.

Поминальными считаются 3-й, 9-й, 40-й дни и «година» Также поминовение осуществляют в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы. На столе не должно быть алкоголя.Основная часть его – чтение молитв.

По поверьям, душа упокоенного до сорокового дня обитала на полотенце, что расположено в красном углу избы (где иконы). Потому любой сквозняк считался движением усопшего. На 40-й день родственники выносили полотенце за село и трижды встряхивали его в направлении кладбища, освобождая душу. При этом произносились напутственные слова и бились поклоны.

Общины староверов по своему укладу осуждают праздность и излишние увеселения. Потому траура в общем понимании у них нет. Важно отмечать годовщины смерти своих родственников. По родителям поминовение следует проводить на протяжении 25 лет.

Восьмиугольный крест с навершием из плотных пород дерева – самый распространённый вид надгробия. Его устанавливают в ногах, чтобы восходящее с востока солнце осеняло могилу крёстным знамением. Табличка с именем и датами крепилась в самом низу, под последней перекладиной. Фотографию не ставили. Посреди креста, в месте пересечения главных перекладин, допускалась вставка иконы. В иных областях можно встретить колодки – надгробия в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Ещё один вариант надгробия – столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.

кладбище на малой охте

Март 2020 год.

На кладбище, посреди могил лежал большой, двухспальный матрас с подушками, заботливо усланный непромокаемой пленкой. Вероятно ночлег нашли бездомные, на другие версии у меня не хватает фантазии. Интересно как они протащили на охраняемую территорию такую “махину”

Много всяких жутких историй можно услышать про это место, говорят, на кладбище хоронили самоубийц, колдунов и алхимиков , проводились всякие мистические обряды…

Многовековые традиции запрещают брать себе с кладбища что – либо, даже  интуативно, не зная ни каких примет и верований, этого делать не хочется. Большинству…

Молодая советская власть уничтожало не только храмы, но и  кладбища, стремясь искоренить связь поколений. Памятники превращались в строительный материал, ими облицовывали поребрики, измельчали в крошку и добавляли в штукатурку при строительстве новых зданий.

Удалось ли новой власти искоренить память, традиции царской России? На время, страхом и репрессиями – да.

Староверческое кладбище на Малой Охте сохранилось до нашего времени. Остается только гадать о том, что уберегло кладбище от уничтожения.

Отрывок из рассказа Николая Помяловского “Поречня” (Малая Охта) Эмансипация женщинах.

охтинка
КОСПЛЕЙ

 

Быт женщин в Поречне тоже отличался характерными особенностями. Происходя от беспоповцев, у которых мужчина и женщина совокуплялись, без брака церковного, поречанки развили и воспитали в себе широко-свободные отношения к мужчинам.

 

Поречанка, прежде нежели вступала в супружество, женихалась со своим суженым год, два и даже более. Не только посторонние, но и родители редко обращали на то внимание; случалось даже так, что отец и мать ужинают, а дочь их за порогом совершает с своим душкой – если не эмансипацию, то… как бы сказать?.. ну, сипондряцию, что ли, как выражается один мой знакомый. После такой, нередко трехлетней сипондряци и женихавшиеся почти никогда не изменяли друг другу. Незаконное дитя, следствие жениханья, не стесняло никого: оно, как и законное, делалось прикрепленным к верфи поречаняном или поречанкою и приобретало права детей, рожденных в церковном браке.

Но, господа, любящие клубничку, помните, крепко помните, что свобода нравов допускалась только между поречанами; пришлые из города не пользовались удобствами местной эмансипации: если из них кто обнаруживал поползновение на поречанку, то дорого платился за это.

Так, один богатый купчик стал ухаживать за хорошенькой поречанкой; его избили до скоротечной чахотки, и последовало отдание души его, куда следует.

Равным образом, одна довольно крупного чина особа изволила посягнуть на поречанку; эту крупного чина особу до жестокого возбуждения и чувствительности кожи отодрали жгучею крапивой, говоря: “это значит – мы сеем крапивное семя”. 

Подобных историй, устраиваемых пореченским амуром, было немало… Что же это значит?.. Откуда эта свобода для себя и стеснение для посторонних?.. – “Нам самим баб надо!” – говорили поречане… И в самом деле, где же взять их, если поречанки будут изменять местному амуру?.. Ведь очень редко не поречанка пойдет за прикрепленного к верфи. Вот почему поречанка, свободная дома, на стороне стеснялась строгим контролем.

Но только в этом поречанки и были стеснены; в других отношениях они были женщины вполне самостоятельные. Их сила заключалась в том, что они, не походя на наших барышень, для которых отец должен заготовлять деньги в виде приданого для их замужнего существования, были независимы в материальном отношении.

В Поречне муж редко заботился о прокормлении своей жены – она сама кормила себя, а иногда мужа и детей. Поречанки торговали в городе молочными скопами и добывали денег никак не менее своих мужьев и братьев. Скажут, что при нашем общественном строе это ничего не значит: муж всегда может отобрать от жены добытые ею деньги. Может. Но, с одной стороны, поречане в долгий период жениханья, предшествовавший свадьбе, имели возможность коротко узнать друг друга, вследствие чего меньше было шансов для несчастных браков; а с другой стороны, поречанки имели довольно крепкие мышцы: они носили в город на коромыслах молоко и сливки в жестяных кувшинах мерою в два и три ведра, делая поход верст в двадцать и более, – это развивало их мышцы; наконец, поречанки, по общей слабости женщин – перемывать кости ближнего, любили во время похода болтать; грохот экипажей по мостовой города заглушал их голоса, они должны были сильно напрягать легкие, – оттого легкие развивались, и вот почему поречанки были народ грудастый и горластый; они в спорах с мужчинами употребляли в дело грудные мехи, от которых зависела немалая доля их успеха.

Итак, нравственная сила, денежная сила, мышечная сила и гортанная сила должны были создать тип поречанки. Человека, из которого должен выйти дурной муж, поречанка, если она не дура, разгадать может во время жениханья и бросить его; если ошибется – пойдет замуж, а муж станет куражиться, она спрячет от него свои деньги; станет муж драться, она сдачи даст; муж окажется сильнее, она заревет во всю свою здоровенную грудь, так что по крайней мере половина Поречны узнает, кто бьет, кого бьет и за что бьет; а вырвавшись из рук сожителя, она, выбежав на улицу, опозорит его на весь мир божий.

Случалось и так: муж попадался бесталанный и притом слабосильный; тогда главою семейства становилась женщина: она кормила, поила и одевала семью, заправляла хозяйством, воспитанием детей, а супруг занимал то положение, которое обыкновенно, в большей части случаев, занимает у нас жена по отношению к мужу. Вообще в Поречне женщина не могла быть подавлена мужским деспотизмом.

охтенка

Ржевка – Пороховые. Александровские ворота.

Ржевка – Пороховые. Охта.

Александровские ворота.

Отрывок из рассказа Н Помяловского (жителя Малой Охты) “Поречане”

Поречну мы назвали предместием города, но она в то же время составляла квартал города, имела полицейского офицера, городового, хожалых и бутарей. Составляя часть города, она, казалось, должна была подчиняться всем учреждениям и законам городским; но на деле было не так. За то, что поречане для верфи бросили родину, прикрепились к ней, подчинились морскому ведомству, не могли приписаться ни к мещанству, ни к купечеству, они получили многие льготы и привилегии: им даны были свое правление, суд и расправа, свои общественные суммы, не подлежащие ведению Думы; поречане были освобождены от податей, солдатчины и других повинностей; они сами заботились о своей церкви, школе, дорогах и т. п.; наконец, наделены были землями, взамен тех, которые оставили для верфи.

Вследствие такой конституции, данной поречанам, они, отстаивая свою вольность, всегда воевали с полицией и достигли того, что она не имела для них никакого значения.

Род занятий влиял на  нравы; особенно токарное и резчицкое дело, которые составляют как бы переходную ступень от ремесла к искусству, стоят в средине между ними, требовали некоторой развитости и изящного вкуса, понимания симметрии, изобретательности рисунка, знания пород и доброт разного вида дерев; при них употребляются циркуль, транспортир, винты, винкель, стропило, ватерпас и множество других инструментов и приборов, требующих для обращения с ними некоторой образованности и развитости; необходимо было уметь считать и чертить, – а это без грамоты и письма почти немыслимо. Словом, их занятия требовали научных сведений, хотя и не очень больших. Вот почему в Поречне есть школа, и вот почему обыватели ее большею частию народ грамотный; скажем более: некоторые поречане выписывали газеты, даже журналы и покупали книги; правда, такие лица составляли исключение, но все-таки они были. Деды поречан – раскольники, а среди раскольников, как известно, много людей грамотных; поэтому-то грамотность, по преданию, вошла в обычай у поречан; если кто не читал современных изданий, то держал в доме какую-нибудь старинную книгу, рукопись.

Охтинский завод был  крупнейшим пороховым заводом России, главным поставщиком различных сортов пороха, для армии и флота.

После того как на заводе в 1803 году произошел взрыв император Александр I лично посетил завод, назначил пенсии семьям погибших и принял решение восстанавливать пострадавшие заводские помещения.

В короткие сроки был построен комплекс производственных и складских зданий, казармы, а также исправлена плотина. Все взрывоопасные помещения разместились по краям территории на значительном расстоянии друг от друга. На берегу реки были построены каменные Александровские ворота, а неподалеку – церковь Александра Невского.

александровские ворота

Взрывы на Охтинском пороховом заводе гремели не однократно.

В 1858 году взрыв разрушил почти весь завод. Были погибшие и раненые.

В 1876 опять был взрыв и в 1880 году.

В 1890 г. на Пороховском кладбище был открыт памятник пороходелам, погибшим при взрывах на заводе. Рабочие завода самостоятельно собирали деньги на памятник.   

александровские ворота

В настоящее время ворота находятся в разрушенном состоянии. В боковых помещениях сохранились остатки печных дымоходов.  Проёмы заложены кирпичной кладкой, но существуют лазы, через которые можно забраться или просто заглянуть внутрь. 

В верхнем ярусе ворот, по всей вероятности, находился колокол, служивший сигналом к началу  или окончанию  работ на производстве.

Цоколь и база колонн выполнены из чугуна.

старинная постройка

В 2016 году ворота были включены  в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения

пороховой погреб

Пороховых погребов на Охте несколько, но подойти можно только к одному. Земляной вал 3-4 метра в высоту, внутри которого погреб обложенный кирпичной кладкой. Грязь, мусор внутри это у нас в порядке вещей о котором даже не стоит говорить.

Произведенный на заводе порох складировался в пороховых погребах, располагались они вдоль реки в скрытых под земляной насыпью. Этот способ хранения должен был минимизировать последствия взрывов, которые иногда случались на предприятии.

ржевка пороховые заброшенное строение

Река Охта.

Охтинская плотина, старейшее гидротехническое сооружение Санкт-Петербурга.

Перестраивалась несколько раз. Изначально была деревянная и применялась для  водяного движителя в пороховом производстве на  заводе.

1824—1828 годы из деревянной плотина стала чугунной и в дальнейшем реконструировалась не раз.

В годы Великой отечественной войны сильно пострадала.

На протяжении многих лет Ржевский гидроузел как гидротехническое сооружение находится в предаварийном состоянии, а это очень опасно в случае размыва, могут разрушиться  находящиеся по близости объекты. А так же может грозить экологической  катастрофой, так как в реке многолетние залежи химических веществ.

река охта
николаева ольга

Шикарный вид! 

Любоваться можно,  вода опасна для жизни!

Река Охта вначале протекает по территории Всеволожского района Ленинградской области, а затем на северо-востоке Санкт-Петербурга. Это крупнейший  приток реки Невы.

Длина реки  составляет 99 километров, ширина  в среднем колеблется от 10 до 50 метров, глубина — от 50 сантиметров до 5,5 метров.

Охта является  самом грязным водным объектом. В википедии говорится, что на начало 2008 года насчитывалось 67 предприятий, сливающих отходы в Охту, а из нее химические отходы попадают в притоки. Интересно, есть ли в реке что то живое?

тоннель
ржевский мост

Мостов и мостиков через реку и ее притоки большое количество. Некоторые из названий носят номера. Первый Ржевский, второй, третий….

 В направлении в верх по течению большинству были даны названия: Челябинский, Мало-Охтинский, Армашевский, Капсюльный, Ириновский, Большой Ильинский, Объездной, мост Шаумяна, мост Энергетиков, Комаровский и Индустриальный.

погреб
ржевка пороховыержевка пороховые заброшенное строение заброшенное строение
ржевка пороховые заброшенное строение
ржевка пороховые пилоны