Рубрика: Музеи Санкт Петербурга и области.

  • Музеи-квартиры Санкт- Петербурга, где как не в них можно почувствовать течение времени. Старинные предметы, едва науловимый запах прошлого, расскажет нам о знаменитых людях оставивших заметный след в истории.рождествено усадьба набокова

Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы.

Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы.

Санкт-Петербург, Невский проспект 54

Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы.Санкт-Петербург, Невский проспект 54
Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы.Санкт-Петербург, Невский проспект 54
Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы.Санкт-Петербург, Невский проспект 54
Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы.Санкт-Петербург, Невский проспект 54

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных – Шуваловых.

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.
Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

Предки знаменитого ювелира Карла Фаберже были родом из севера Франции. Семья носила фамилию Фаври, а позднее Фабри. К 1800  г., ремесленник Пьер Фабри поселился в городе Пярну Ливония (Эстония)

Густав Фаберже родился в 1814 году, повзрослев отправился обучаться ювелирному делу в Петербург. Работал подмастерьем, а затем и в знаменитой фирме Кайбеля придворного ювелира российских императоров. 

Открыл свой магазин в Петербурге, женился, первого сына 1846 г., рождения назвали Петер Карл. 

 

Проиграть видео

Семья Фаберже уехала в Дрезден передав управление магазином управляющему. Карл начал обучение в Дрезденской школе изобразительных искусств, позднее учился у признанных ювелиров Германии, Франции, Англии, закончил курс в Коммерческом колледже в Париже.

В 1866 г., приехал в Петербург, принимал  участие в реставрации и ремонте произведении искусств в Эрмитаже, где научился старинным ювелирным техникам.

Мастером и учителем молодого Фаберже был мастер отца, Хискиас Пендин, после смерти которого Карл становится управляющим ювелирного дома.

В 1885 году ювелирный дом получает заказ от императорской семьи  изготовлении пасхального яйца для императрицы после чего Карл Фаберже получил титул “ювелир Его Императорского Величества”

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.
Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

Ювелирный дом Фаберже на выставке в Копенгагене в 1888 году получает диплом, а Карл Фаберже становится ” Оценщиком Кабинета Его Императорского Величества.

В 1986 году ювелирный дом принимает участие во Всероссийской выставке, наградой становится право наносить на изделия клеймо Государственного герба.

После выставки в Стокгольме фирма получила звание поставщика королевского двора Швеции и Норвегии.

На всемирной выставке в Париже ювелирный дом получает орден Почетного легиона. Благодаря участию в выставках компания получает огромное количество заказов по всему миру, становится крупнейшей ювелирной фирмой России.

 

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.
Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

После революции 1917 года ювелирный дом был национализирован, все изделия конфискованы. 

Карл Фаберже покинул Россию.

 Карл Фаберже не дожидаясь  прихода экспроприаторов бежит в Европу под видом курьера.

В  Европе уже живут супруга, невестки, шесть внуков и сын Николай. Трое других сыновей, Агафон, Евгений и Александр, временно остаются в Петрограде, пытаясь спасти фирму от краха.

Однако бегство стало для Карла Фаберже не спасением, а трагедией. Он скитался по миру, а из большевистской России приходили страшные известия: дома, дача, магазины и мастерские разграблены, имущество и драгоценности похищены, среднего сына Агафона дважды арестовывали и сажали в тюрьму. Состояние семьи Фаберже таяло, а с ним — здоровье главы фирмы. Без своей фирмы Карл Фаберже смог прожить только два года.

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.
Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

Дом Фаберже производил бриллиантовые диадемы и портсигары, перстни и серьги, столовое серебро и иконные оклады.

Декоративные пасхальные яйца Фаберже создавал в промышленных количествах. Маленькие изящные яйца-брелоки различных фасонов и отделки, драгоценные кулоны, которые вешали на шею, на пояс, на броши, собирали в ожерелья.

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.
Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

Накануне бегства из Петрограда Карл Фаберже подстраховался — по крайней мере, он так думал. Свой большой дом с массивным фасадом, облицованным серо-розовым и красным гранитом, где семья Фаберже прожила 18 лет, Карл передал в бесплатную аренду швейцарской миссии.

Это было разумно: в марте 1918 года советская власть издала декрет о защите собственности иностранцев. А в доме Фаберже хранились драгоценности семьи и клиентов. Сохранившаяся опись оценивает вещи в 1 603 614 рублей золотом в ценах 1917 года (по сегодняшнему курсу 825,6 млн рублей). Но об этом кроме Карла и Евгения Фаберже знал лишь кассир миссии по фамилии Циммерман. Драгоценности были упакованы в большой саквояж и помещены в блиндированную (бронированную) комнату с немецким сейф-лифтом «Арнхайм», самым надежным в мире. В этот же сейф Фаберже сложил и шесть чемоданов с семейными вещами. 

 

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.
Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

За хранение вещей в своем же доме Фаберже ежемесячно платил швейцарцам 1% от их стоимости и даже составил формальную расписку на сумму 100 000 рублей. Была и вторая расписка с перечнем драгоценностей и их эскизами, по которой можно и сейчас отслеживать вещи на антикварном рынке.

В доме поселился швейцарский посол Эдуард Одье, что казалось Фаберже вполне надежной защитой. После тяжелого ранения Ленина и убийства главы СК Урицкого 30 августа 1918 года был объявлен красный террор. Фаберже бежал. А уже через месяц швейцарский посол распорядился перенести все свои чемоданы, а также вещи Фаберже, включая саквояж с драгоценностями, в посольство Норвегии, на Мойку, 42

Через две недели Швейцария разорвала дипломатические отношения с Советской Россией, и господин Одье благополучно отбыл на родину.

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

Когда чекисты-экспроприаторы наконец дошли до дома Фаберже на Морской, единственное, что они оставили в целости и сохранности, — сейф-лифт «Арнхайм». Не смогли открыть. Сокровища из саквояжа Фаберже так и не нашлись. Но некоторые вещи иногда появляются на антикварном рынке — и тут же исчезают. 

Более 50 лет потомки семьи Фаберже добивались компенсации от швейцарских властей, но проиграли все иски и в 1970-х годах получили окончательный отказ.

История с саквояжем стала лишь началом трагического крушения фирмы. Большевики изъяли все ценности из петроградского и московского магазинов, складов, мастерских и фабрик. В это же самое время антикварные рынки Европы были завалены вывезенными из России драгоценностями Фаберже и подделками под изделия фирмы. От продажи награбленного и вывезенного наследники не получили ни рубля. 

Дела у Фаберже пошли неважно уже за несколько лет до революции. Годовой оборот фирмы составлял на пике ее деятельности более 1 млн золотых рублей. Первый ощутимый удар нанесла Первая мировая война. Упала выручка в Европе: в 1915 году пришлось закрыть магазин в Лондоне, работавший с 1903 года под руководством сына Николая. 

К началу революционных событий Карлу было уже за семьдесят, он устал и желал отойти от активного управления компанией. Старший Фаберже искал надежного партнера, на которого можно было возложить все вопросы управления. Почему не на сыновей? Николай постоянно жил в Лондоне, Александр — в Москве. Со средним, Агафоном, Карл рассорился и уволил его из фирмы. А в способности сына Евгения, похоже, верил мало.

В итоге партнером Карла Фаберже стал Отто Бауэр, директор правления фирмы. За год до революции фирма была реорганизована в «Товарищество на паях «К. Фаберже». Бауэр получил от Карла Фаберже генеральную доверенность, по которой ему переходило ведение дел и право принятия решений. Отто Бауэр, в отличие от сыновей Карла Фаберже, пользовался полным доверием, и это стало роковой ошибкой ювелира.

В 1922 году партнер Бауэр сообщил наследникам Фаберже, что ничего из их имущества отдать не может — «все отняли экспроприаторы». Семья Фаберже ему не поверила и сочла его вором. Активнее всех пытался вернуть имущество Евгений. И через бывшего министра юстиции Латвии добился ареста Бауэра.

В тюрьме на допросе Бауэр сообщил, что от наследия Фаберже не осталось ничего, кроме часов Breguet. Взять часы Евгений отказался.

Двадцатого октября 1918 года, через месяц после бегства из России, Карл Фаберже составил завещание, где перечислил квартиры, земли, дачу, коллекции предметов искусства, включая японские вещи, коллекцию географических карт, гравюр, часов, а также мебель, книги и прочее имущество. Но фактически ничем этим Карл Фаберже уже не владел: завещание не имело для наследников ценности. По завещанию Карл Фаберже лишал своего сына Агафона наследства. Он также освободил других своих сыновей от обязательств по отношению к брату в том случае, если Агафон откроет сам или примет какое-либо участие в деле, конкурирующем с Товариществом «К. Фаберже».

В чем причина? Агафон, служивший в фирме коммерческим директором, был обвинен в растрате. А уже после смерти Бауэра, который когда-то и обвинил Агафона, в этом преступлении признался один из служащих. Карл до этого не дожил, он умер, не простив сына. 

Однако именно Агафон обладал крепкой деловой хваткой и хорошо разбирался в финансовых тонкостях бизнеса. Вся дальнейшая жизнь Агафона подтверждает силу его характера и здоровый авантюризм, которым не обладали его братья.

В Советской России Агафон прожил 10 лет: дважды сидел в тюрьме и перенес множество допросов. Чекисты упорно искали припрятанные семьей Фаберже сокровища. Пару лет Агафон успел поработать экспертом в Гохране, куда его определил Лев Троцкий. Все эти годы жена Агафона Лидия и их пятеро детей жили в эмиграции — они уехали через год после революции. Самого Агафона из России не выпускали. В 1927 году он бежал.

К побегу подготовился основательно: через финское консульство переправил свое имущество, в том числе коллекцию почтовых марок (Агафон был филателистом мирового уровня), в Финляндию дипломатической почтой. Организовать побег помог контрабандист Петр Пуккила. Агафон бежал в Финляндию со своей второй семьей (женой Марией Борзовой, бывшей бонной его старших сыновей, и их сыном Олегом) в ночь на 11 декабря 1927 года.

После революции Европу и Америку захлестнула волна подделок «под Фаберже». Появилось даже такое понятие, как «Фальшберже». Одним из тех, кто наладил промышленное производство подделок, стал «большой друг Советской России и Советского Союза» американский миллиардер Арманд Хаммер. 

Американец Арманд Хаммер, сын эмигрантов из Одессы, приехал в Россию в 1921 году и быстро нашел общий язык с Лениным: в обмен на поставки в разоренную страну лекарств и пшеницы Хаммер получил от вождя пролетариата право на вывоз предметов искусства и множество других преференций. Он говорил: «Стать миллионером не трудно. Нужно просто дождаться революции в России».

Хаммер прожил в Советской России девять лет, представляя интересы крупных западных компаний, основал собственную карандашную фабрику и успел переправить в Европу огромное количество ценностей.

Хаммер вывозил сокровища Фаберже из России и продавал на антикварных рынках, а позже открыл вместе с братом в Нью-Йорке галерею и организовал поточное производство пасхальных яиц Фаберже и камнерезных фигурок.

Хаммеру удалось собрать вокруг себя мастеров из мастерских Фаберже и обзавестись копиями фирменных петербургских клейм и императорских шрифтов.

В его галерее работал консультант, «специалист по русскому Фаберже». Он и агенты братьев Хаммеров выдавали подделки за редкие дубликаты оригинальных вещей Фаберже или даже за подлинники.

Одновременно в Европе и Америке друг за другом шли аукционы, на которых агенты советского правительства продавали подлинные вещи Фаберже.

Бизнес братьев Хаммеров процветал: рекламируя фирму как «императорский Фаберже», к 1930-м годам они создали в Европе и США настоящий культ Фаберже.

Порядка 8–10% от оборота предметов Фаберже составляют подделки, утверждает директор музея Фаберже в Санкт-Петербурге Владимир Воронченко. По его словам, есть вещи и полуфальшивые — когда берется несколько не подлежащих восстановлению предметов и из них делается один.

Реже всего подделывают самые известные работы Фаберже — пасхальные яйца, сюрпризы в них, некоторые ювелирные украшения, механические куклы-автоматоны и часы, в особенности с гильоше-эмалью. Отчасти потому, что эти предметы уже хорошо изучены, а отчасти — в силу их сложности. Фаберже всегда использовал швейцарские механизмы, поэтому его вещи работают и сто лет спустя, а вот подделать такой механизм крайне сложно

Вплоть до сегодняшнего дня семья Фаберже не получает ничего за наследие своего предка

Компанию Фаберже Inc. зарегистрировал  бизнесмен Самуэль Рубин, экспортер мыла и оливкового масла. Когда в Испании началась гражданская война и стало не до масла, Рубин занялся производством одеколона и духов.

Семья Фаберже случайно узнала об этом. В это же время братья Фаберже, Евгений и Александр, пытались возродить семейное дело: зарегистрировали в Париже компанию Fabergé & Cie и открыли мастерскую, где чинили старые изделия и производили новые по старым эскизам. Вместе с сыновьями Карла Фаберже работали бывшие мастера отцовской фирмы. 

Братья Фаберже пытались защитить права семьи на бренд и подали судебный иск . На суде выяснилось, что бренд «Фаберже» никогда не существовал в юридическом поле, он не был зарегистрирован.

Тем временем Рубин зарегистрировал товарный знак в США. Тяжба длилась шесть лет. Братья Фаберже проиграли.

Дворец на Фонтанке 21,Санкт Петербург.

В 1918 г., дворец был национализирован. В 1919 году здесь открыли Музей быта, который через четыре года закрыли, а экспонаты передали в Эрмитаж, вскоре в Шуваловском дворце разместился Дом печати, затем Дом инженерно-технических работников имени В. М. Молотова. 

Во время войны здание сильно пострадало от попадания немецких авиабомб. После реставрации, в 1965 году в Шуваловском дворце открылся Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.

Сегодня во дворце музей. Основу собрания составляет коллекция произведений знаменитой фирмы Карла Фабрже. Собрание  насчитывает более 4000 экспонатов, в котором также представлены другие направления, в которых работала фирма Фаберже: фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.

Подробнее: https://fabergemuseum.ru/

Дворецом на Фонтанке 21, в конце 18, века владела семья Воронцовых.  В 1799 году его выкупила Мария Антоновна, жена гофмейстера Дмитрий Львовича Нарышкина.

Дворец  был одним из самых популярных мест в Санкт-Петербурге в 1820-1830-е годы. Здесь проводились балы и концерты, которые посещали не только Державин, Крылов, Вяземский, Пушкин, но и сам император. Причём, Александр I был не только посетителем этих мероприятий, а и личным гостем хозяйки Марии Антоновны. В итоге у Нарышкиных было шесть детей, из которых супруг признавал как свою только дочь Марину.

В 1834 году Нарышкины уехали из Петербурга, домом на Фонтанке владели их родственники. А в 1846 году дворец оказался во владении Петра Павловича Шувалова в качестве приданного Софьи Львовны Нарышкиной. С тех пор дворец именуется Шуваловским.

На протяжении 30 лет Малкольм Форбс собирал коллекцию Карла Фаберже.

После его смерти  сыновья решили продать собрание: сначала ушли 20 предметов, затем еще 70, а потом все, что от него осталось.

Финальные торги коллекции Фаберже из собрания Малкольма Форбса на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке были назначены на 20–21 апреля 2004 года. Каждый коллекционер Фаберже счел своим долгом зарегистрироваться на этот аукцион.

Однако за два месяца до торгов Sotheby’s объявил об их отмене. Причина — покупка всей коллекции российским бизнесменом Виктором Вексельбергом.

 Расставшись с миллионами долларов, Вексельберг приобрел более 200 предметов и стал обладателем самого значимого в мире собрания изделий Фаберже.

Как и Малкольм Форбс, долгие годы бесплатно выставлявший в Нью-Йорке свое собрание, Виктор Вексельберг не спрятал сокровища. Девять лет коллекция путешествовала по музеям России и мира — от Музеев Московского Кремля до Музеев Ватикана и Национального музея Индии. Побывала в Нью-Йорке, Берлине, Риме, Монако, Дели, Дубровнике, итальянском Бари, разумеется, и в России — от Москвы до Ханты-Мансийска.

Пять лет назад открылась постоянная экспозиция — Музей Фаберже в Петербурге, в специально перестроенном для этой цели Шуваловском дворце.

Особняк Румянцева. Экспозиция”Близкие по неволе”

Особняк Румянцева. Экспозиция "Близкие по неволе"

Сиверская историко-бытовой музей “Дачная столица”

Сиверский историко-бытовой музей "Дачная столица"

Ленинградская область, пос. Сиверский, ул. Красная, д. 30, лит. Б

Ленинградская область, пос. Сиверский, ул. Красная, д. 30, лит. Б Подробнее: https://peterburg2.ru/restplaces/istorikobytovoy-muzey-dachnaya-stolica-4588.html

До революции в начале 20 века Сиверская дачная местность была крупнейшей в России. Возникла она благодаря Варшавской железной дороге. Возникла она не на пустом месте, здесь находились усадьба Сиверская, постройки 1920 года, а так же крестьянские деревни. К сожалению здание мызы не сохранилось, она сгорела во время пожара 1937 года.

Самый знаменитый владелец Сиверской мызы был барон Владимир Борисович Фредерикс, последний министр Императорского двора. К моменту революции 1917 года барону было 79 лет. Старик страдал потерей памяти, в государственные дела не вмешивался. Был арестован в 1917 году и после допроса  переведён в психиатрическую больницу, вскоре освобожден. В 1924 году получил разрешение выехать за границу. Скончался барон в 1927 году в Финляндии.

На территории Сиверской располагались еще две мызы. Это мыза Беля, “Белогорка” и мыза “Дружноселье”

Сиверские дачники способствовали развитию дачной местности прежде всего тем, что приезжали сюда, а так же тем, что создали целую  систему местного самоуправления.  Сиверское пожарное добровольческое общество занималось не только пожарной охраной, но так же строило здание театров, содержало здание кинематографа, финансировало здание краеведческой литературы. 

сиверский историко-бытовой музей "дачаная столица"

Семь слоников.

Фигурки семи слоников, “на удачу” была распространена в 20 веке не только в Советском союзе , но и в Европе. Особенно популярны они были в 1930-1950 года. Выставленные на белой вышитой салфетке в каком-нибудь почетном месте в гостиной, семь слоников счастья конкурировали лишь с небольшими бюстами советских вождей и писателей или артистов.

Мало было иметь слоников, их надо было расставить правильно, от самого большого слона к маленькому, в рядок, а еще хорошо было пересчитывать…

1- Один слоник укрепляет в человеке веру в собственные силы, усиливает его обаяние.

2- Два слоника ускоряют встречу со второй половинкой.

3- Три слоника способствуют появлению ребенка.

4- Четыре слоника гарантируют стабильность и богатство.

5- Пять слоников помогают начать новое дело и вырваться из рутины повседневности.

6- Шесть слоников дают удачу в любви.

7- Семь слоников исполняют желания.

Дача где сегодня расположился музей была построена в конце 19 века архитектором и художником Иваном Михайловичем Гольмдорфом. В 1910 году дача была продана писателю Ивану Александровичу Иванову, Усадьба стала местом встреч музыкантов, художников, поэтов которые отдыхали в Сиверской.

В 1929 году дачу национализировали, здесь разместился профсоюзный санаторий финбанковских работников.

Во время Великой Отечественной войны в доме разместились немецкие летчики.

После войны дача стала использоваться как спальный корпус “Сиверской лесной школы”.

В 1992 году в доме был открыт музей истории, где  была представлена коллекция предметов дачного быта начала 20 века.

сиверский историко-бытовой музей "дачаная столица"

Интерьеры Сиверской дачи, конца 19 века, начала 20.

Вокруг стола Венские стулья, на столе Тульский самовар, между окон дубовый шкаф.

Переезжая на лето в Сиверскую дачники везли с собой мебель и предметы обихода. На дачах не только отдыхали, но и работали.

Две основные категории Сиверских дачников – это столичные чиновники и столичные купцы. Было много министерских дач, к сожалению до наших дней не сохранились. 

Дачную публику развлекали столичные актеры, приезжали труппы столичных театров. 

сиверский историко-бытовой музей "дачаная столица"

Железная кровать.

В середине XIX века француз Делагль изобрел пружинную сетку. С этого времени в течение еще 100 лет для изготовления кроватей использовали металлические трубы для каркаса, на который натягивали пружинную сетку.

Появление металлических кроватей в России – стране бескрайних лесных массивов обусловлено непреодолимой проблемой – клопами. Эти насекомые являлись для наших предков настоящим бичом. Клопы размножались в деревянной мебели и не давали покоя людям. Только в металлической кровати эти насекомые не выживали. Металл оставался холодным в любое время года, а клопы любят тепло.

сиверская историко-бытовой музей "дачная столица"

Швейная машинка “ЗИНГЕР”

Среди  изобретателей швейных машин  до сих пор самым известным остается Зингер. И машинки Зингера, изготовленные еще в начале прошлого века, до сих пор работают и не ломаются.

сиверская историко-бытовой музей "дачная столица"
сиверская историко-бытовой музей "дачная столица"
сиверская историко-бытовой музей "дачная столица"
сиверская историко-бытовой музей "дачная столица"
сиверская историко-бытовой музей "дачная столица"
сиверская тропа вдоль реки оридеж

Усадьба Рождествено. Ленинградская область.

рождествено усадьба набокова
музей усадьба рождествено.

Своим появлением усадебный дом  в селе Рождественно обязан императрице Екатерине II, по указу которой, в 1780 году село Рождествено получило статус уездного города.

По утвержденному плану застройки города был построен каменный собор во имя Вознесения Господня, здание для “присутственных мест” и дом для городничего. Но вступивший на престол Павел I отдал статус уездного города Гатчине, а г. Рожествено упразднил.

Указом от 1797 года  Рождествено было пожаловано “в вечное и потомственное владение” надворному советнику  Николаю Ефремовичу Ефремову. На основании этого указа, 16 сентября 1797 года строения “присутственных мест” и дом городничего были также отданы ему.

рождествено усадьба набокова

 С переходом усадьбы в частные руки началось формирование усадебного комплекса. Семья первых хозяев – Николай Ефремович Ефремов (надворный советник, правитель канцелярии графа А. А. Безбородко) и его жена Ольга Дмитриевна (до замужества Каратыгина, балерина Эрмитажного театра), а затем и их внуки, владели усадьбой до 1857 года.

С 1857 ДО 1872 года   дом принадлежал Ю.Д. Мухиной  далее ее мужу Николаю Николаевичу. 

С 1872 ПО 1878 г. усадьба принадлежала рижскому купцу I гильдии К.Я. Бушу.  

После Бушей владельцем усадьбы стал коллежский асессор В.Ф.Дмитриев, а с 25 октября 1879 года  перешла по наследству его вдове и сыновьям. 

В 1890 г. имение покупает И.В. Рукавишников.

рождествено усадьба набокова
рождествено усадьба набокова

 Иван Васильевич Рукавишников – действительный статский советник, золотопромышленник, ему принадлежал контрольный пакет акций Ленских золотоносных приисков, состояние оценивалось в миллион рублей золотом, а его жена Ольга Николаевна – дочь президента Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Николая Илларионовича Козлова.  

    Период владения усадьбой Рукавишниковыми был ознаменован расцветом усадебного комплекса – окончательно сформирована территория парка – разбит теннисный корт, построены оранжереи и теплицы, парковые аллеи украшены скульптурами и беседками,  был сделан и ремонт самого здания.

 в 1901 году   умирает И. В. Рукавишников, а чуть позднее и его жена, дом по наследству переходит их сыну – Василию. Василий, живущий в основном заграницей , и много путешествующий, наполнил дом множеством сувениров и удивительных вещей из разных уголков мира, в главном зале даже расположились египетский саркофаг и орган.

рождествено усадьба набокова

В двух километрах от села Рождествено, в соседней деревне Батово находилась еще одна усадьба, имевшая отношение к появлению на свет великого писателя Владимира Набокова. Она принадлежала его дедушке и бабушке – Дмитрию Николаевичу Набокову  и его жене Марии Фердинандовне.

 Владимир Дмитриевич – будущий отец писателя, был шестым ребенком в семье Набоковых. Получил прекрасное образование, сначала домашнее до тринадцати лет – его учили французские и английские гувернантки, затем их сменили русские и немецкие учителя, в 1887 году он с отличием окончил лучшую по тем временам Третью Петербургскую гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета, который Владимир Дмитриевич окончил также с отличием в январе 1892 года.

рождествено усадьба набокова

  Очень немного известно об ухаживании Владимира Дмитриевича за Еленой Ивановной Рукавишникова. Впервые родители писателя встретились на рыбалке. А вот предложение Владимир Дмитриевич  сделал Елене Ивановне на велосипедной прогулке по дороге, круто поднимавшейся из нашей Выры в деревню Грязно. 14 ноября 1897 года они обвенчались, а в 1899г в их семье родился первенец и любимец, сын Владимир Владимирович Набоков. 

рождествено усадьба набокова

В 1916 году когда умирает дядя Набокова по линии матери – Василий Рукавишников – усадьба по завещанию переходит любимому племяннику Василия – Владимиру Владимировичу Набокову.

К сожалению владеть усадьбой, будущему писателю пришлось не долго. Прогремевшая в 1917 году революция заставила семью Набоковых покинуть Россию.

рождествено усадьба набокова

 После отъезда хозяев здание было национализировано, затем в нем разместили общежитие для студентов ветеринарного техникума, который в свою очередь располагался в здании усадьбы в Вырской мызе. Во время Великой Отечественной войны в усадьбе расположилась немецкая инженерная часть. А в послевоенные годы дом переоборудовали под школу. В 1972 году школа переехала в новое здание, и в 1974 году в особняке появилась первая экспозиция краеведческого музея.

рождествено усадьба набокова
рождествено усадьба набокова
рождествено усадьба набокова
рождествено усадьба набокова
рождествено усадьба набокова
рождествено усадьба набокова
рождествено усадьба набокова
рождествено усадьба набокова

Мемориальный музей-квартира С. М. Кирова.

Музей - квартира С. М Кирова.

Каменноостровский пр., 26-28, Санкт-Петербург.

музей - квартира С. М. Кирова

Музей – квартира С.М. Кирова располагается в “Доме трех Бенуа”,- это один из крупнейших доходных домов дореволюционного Петербурга, построенный в 1911–1914 гг. по заказу Первого Российского страхового общества, по проекту архитекторов Л.Н. Бенуа, А.Н. Бенуа, Ю.Ю. Бенуа и А.И. Гунста.

После революционных событий 1917 года многие квартиры в этом доме стали коммунальными. Лучшие из квартир были предоставлены руководящим партийным и советским работникам.

музей - квартира С. М. Кирова

В апреле 1926 года служебную квартиру № 20 в доме 26/28 по улице Красных Зорь (бывшему Каменноостровскому проспекту), получил первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров. Здесь он жил вместе со своей женой Марией Львовной Маркус до последнего дня своей жизни, до 1 декабря 1934 года. В 1955 году квартира № 20 стала музеем.

музей - квартира С. М. Кирова

Сергей Миронович Киров – один из известнейших государственных и партийных деятелей советской эпохи 1920–1930-х гг. и ближайших соратников И.В. Сталина. Личность Кирова, благодаря своей харизме и обстоятельством биографии, стала одним из символов того времени, стала одним из символов Ленинграда.

музей - квартира С. М. Кирова

 Настоящая фамилия Кирова – Костриков родился он 27 марта 1886 года в городе Уржум Вятской губернии (ныне Кировская область) в мещанской семье. Сергею было четыре года, когда его отец оставил семью. В скором времени умерла мать мальчика, Екатерина Кузьминична. Восьмилетний Сережа вместе с двумя сестрами, Анной и Елизаветой, остался на попечении бабушки Меланьи Авдеевны, которая определила внука в “Дом призрения для малолетних сирот”. В 1901 г., окончив городское училище, Сергей получает материальную поддержку от уржумских благотворителей и становится учеником Казанского низшего механико-технического училища. В Казани он начинает посещать подпольные студенческие и рабочие кружки.

музей - квартира С. М. Кирова
музей - квартира С. М. Кирова

В 1904 г., после окончания училища, Сергей Костриков переезжает в Томск и поступает на подготовительные курсы Томского технологического института. Здесь он становится членом Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и начинает работу в подпольной типографии, за что подвергается арестам в 1905, 1906, 1907 и 1911 гг. С 1909 по 1917 гг. С.М. Костриков живет во Владикавказе, где работает журналистом в либерально-буржуазной газете “Терек”. Там, в редакции, он знакомится со своей будущей гражданской женой Марией Львовной Маркус (1885 (1882(?) – 1945 гг.).В это же время появляется и его псевдоним С. Киров.

музей - квартира С. М. Кирова

В дни Февральской революции Киров в числе небольшой группы большевиков вошел в состав Владикавказского Совета рабочих депутатов. В октябре 1917 г. он был избран делегатом на II Всероссийский съезд Советов в Петрограде, по итогам которого в России была провозглашена Советская власть. Согласно официальной советской биографии, политические взгляды Кирова до 1917 г. ясны –он был убежденным большевиком–ленинцем. Исследования последних лет оспаривают это утверждение – Киров долго не мог выбрать «платформу»своих политических предпочтений, сочувствовал меньшевикам, поддерживал Временное правительство и только после октябрьских событий 1917 г. принял сторону большевиков.

В Гражданскую войну (1918–1922 гг.) С.М. Киров участвовал в организации обороны Астрахани против белогвардейских войск А.И. Деникина и А.В. Колчака. В то время он наладил нелегальную транспортировку нефти и бензина в Астрахань из Баку, оккупированного британскими войсками, выполнял ряд дипломатических поручений и участвовал в установлении Советской власти в Азербайджане и Грузии.

Киров стал одним из основателей Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) в 1922 г. На посту первого секретаря Центрального комитета коммунистической партии большевиков (ЦК КП(б)) Азербайджана Сергей Миронович осуществлял руководство восстановлением и реконструкцией нефтяной промышленности республики.

музей - квартира С. М. Кирова

В январе 1926 г. Киров был назначен первым секретарём Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б), в феврале 1926 г. он стал первым секретарём Ленинградского губкома ВКП(б). При Кирове в Ленинграде и Ленинградской области создаётся индустриальная и местная топливно-энергетическая база, производится реконструкция городского хозяйства.

1 декабря 1934 г. С.М. Киров был застрелен в Смольном Л.В. Николаевым. Урна с прахом С.М. Кирова установлена в Кремлёвской стене в Москве. 

Смерть Кирова вызвала широкий общественный резонанс.1 декабря 1934 г. за подписью секретаря Президиума ЦИК СССР А.С. Енукидзе было опубликовано Постановление “О порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов”. Согласно этому документу, Киров стал жертвой заговорщиков – врагов СССР.По господствующей ныне официальной версии убийство С.М. Кирова было совершено террористом-одиночкой Л.В. Николаевым из личных побуждений и носило уголовный, а не политический характер.

музей квартира с.м. кирова

В советское время деятельность Кирова в Ленинграде и его личность были мифологизированы в образе мученика – верного последователя В.И. Ленина и И.В. Сталина, погибшего за идеалы большевизма. Именем Кирова были названы города, улицы, предприятия, учреждения и коллективы. Советские художники, скульпторы, писатели, поэты, кинематографисты увековечили память о Кирове. Сергей Миронович был человеком своего времени, руководил Ленинградом в трудную, жестокую и противоречивую сталинскую эпоху.

музей квартира с.м. кирова
музей квартира с.м. кирова

Русская Хатынь. Большое Заречье.

Русская хатынь. Большое Заречье, Ленинградская область.

большое заречье. русская хатынь.

“Здесь была жизнь. Здесь стояла деревня Большое Заречье уничтоженная немецко-фашистскими войсками 30 октября 1943 года. Фашистские каратели  зверски расстреляли, замучили, заживо сожгли шестьдесят шесть ее жителей…” 

 

bolshoe zareche. russkaya hatin.

Немецкий карательный отряд ворвался в деревню и сжег все дома. Несколько жителей было расстреляно, оставшиеся были согнаны в один из домов соседней деревни Глумицы и сожжены заживо. Всего в этот день погибло 66 человек (в том числе семьи Рысевых, Лукиных, Максимовых, Куприяновых, Тимофеевых, Васильевых, Шалаваевых, Шумиловых). Среди убитых — 19 детей. Судьба деревни и её жителей стала известна благодаря воспоминаниям уцелевших жителей.

После окончания войны деревня не восстанавливалась. В 1971 году на месте уничтоженной немцами деревни был возведён монумент.

большое заречье. русская хатынь.

 Во время Великой Отечественной войны в России фашисты уничтожили 70 тысяч деревень, а в Ленобласти было разрушено 20 городов и более трёх тысяч деревень

большое заречье. русская хатынь.
большое заречье. русская хатынь.
большое заречье. русская хатынь.

Русское поле. Большое Заречье, Ленинградская область.

русское поле. большое заречье. ленинградская область.
русское поле. большое заречье. ленинградская область.
русское поле. большое заречье. ленинградская область.
русское поле. большое заречье. ленинградская область.