Рубрика: Дворцы Санкт Петербурга.

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных – Шуваловых.

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.
Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

Предки знаменитого ювелира Карла Фаберже были родом из севера Франции. Семья носила фамилию Фаври, а позднее Фабри. К 1800  г., ремесленник Пьер Фабри поселился в городе Пярну Ливония (Эстония)

Густав Фаберже родился в 1814 году, повзрослев отправился обучаться ювелирному делу в Петербург. Работал подмастерьем, а затем и в знаменитой фирме Кайбеля придворного ювелира российских императоров. 

Открыл свой магазин в Петербурге, женился, первого сына 1846 г., рождения назвали Петер Карл. 

 

Проиграть видео

Семья Фаберже уехала в Дрезден передав управление магазином управляющему. Карл начал обучение в Дрезденской школе изобразительных искусств, позднее учился у признанных ювелиров Германии, Франции, Англии, закончил курс в Коммерческом колледже в Париже.

В 1866 г., приехал в Петербург, принимал  участие в реставрации и ремонте произведении искусств в Эрмитаже, где научился старинным ювелирным техникам.

Мастером и учителем молодого Фаберже был мастер отца, Хискиас Пендин, после смерти которого Карл становится управляющим ювелирного дома.

В 1885 году ювелирный дом получает заказ от императорской семьи  изготовлении пасхального яйца для императрицы после чего Карл Фаберже получил титул “ювелир Его Императорского Величества”

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.
Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

Ювелирный дом Фаберже на выставке в Копенгагене в 1888 году получает диплом, а Карл Фаберже становится ” Оценщиком Кабинета Его Императорского Величества.

В 1986 году ювелирный дом принимает участие во Всероссийской выставке, наградой становится право наносить на изделия клеймо Государственного герба.

После выставки в Стокгольме фирма получила звание поставщика королевского двора Швеции и Норвегии.

На всемирной выставке в Париже ювелирный дом получает орден Почетного легиона. Благодаря участию в выставках компания получает огромное количество заказов по всему миру, становится крупнейшей ювелирной фирмой России.

 

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.
Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

После революции 1917 года ювелирный дом был национализирован, все изделия конфискованы. 

Карл Фаберже покинул Россию.

 Карл Фаберже не дожидаясь  прихода экспроприаторов бежит в Европу под видом курьера.

В  Европе уже живут супруга, невестки, шесть внуков и сын Николай. Трое других сыновей, Агафон, Евгений и Александр, временно остаются в Петрограде, пытаясь спасти фирму от краха.

Однако бегство стало для Карла Фаберже не спасением, а трагедией. Он скитался по миру, а из большевистской России приходили страшные известия: дома, дача, магазины и мастерские разграблены, имущество и драгоценности похищены, среднего сына Агафона дважды арестовывали и сажали в тюрьму. Состояние семьи Фаберже таяло, а с ним — здоровье главы фирмы. Без своей фирмы Карл Фаберже смог прожить только два года.

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.
Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

Дом Фаберже производил бриллиантовые диадемы и портсигары, перстни и серьги, столовое серебро и иконные оклады.

Декоративные пасхальные яйца Фаберже создавал в промышленных количествах. Маленькие изящные яйца-брелоки различных фасонов и отделки, драгоценные кулоны, которые вешали на шею, на пояс, на броши, собирали в ожерелья.

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.
Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

Накануне бегства из Петрограда Карл Фаберже подстраховался — по крайней мере, он так думал. Свой большой дом с массивным фасадом, облицованным серо-розовым и красным гранитом, где семья Фаберже прожила 18 лет, Карл передал в бесплатную аренду швейцарской миссии.

Это было разумно: в марте 1918 года советская власть издала декрет о защите собственности иностранцев. А в доме Фаберже хранились драгоценности семьи и клиентов. Сохранившаяся опись оценивает вещи в 1 603 614 рублей золотом в ценах 1917 года (по сегодняшнему курсу 825,6 млн рублей). Но об этом кроме Карла и Евгения Фаберже знал лишь кассир миссии по фамилии Циммерман. Драгоценности были упакованы в большой саквояж и помещены в блиндированную (бронированную) комнату с немецким сейф-лифтом «Арнхайм», самым надежным в мире. В этот же сейф Фаберже сложил и шесть чемоданов с семейными вещами. 

 

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.
Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

За хранение вещей в своем же доме Фаберже ежемесячно платил швейцарцам 1% от их стоимости и даже составил формальную расписку на сумму 100 000 рублей. Была и вторая расписка с перечнем драгоценностей и их эскизами, по которой можно и сейчас отслеживать вещи на антикварном рынке.

В доме поселился швейцарский посол Эдуард Одье, что казалось Фаберже вполне надежной защитой. После тяжелого ранения Ленина и убийства главы СК Урицкого 30 августа 1918 года был объявлен красный террор. Фаберже бежал. А уже через месяц швейцарский посол распорядился перенести все свои чемоданы, а также вещи Фаберже, включая саквояж с драгоценностями, в посольство Норвегии, на Мойку, 42

Через две недели Швейцария разорвала дипломатические отношения с Советской Россией, и господин Одье благополучно отбыл на родину.

Музей Фаберже. Дворец Нарышкиных - Шуваловых.

Когда чекисты-экспроприаторы наконец дошли до дома Фаберже на Морской, единственное, что они оставили в целости и сохранности, — сейф-лифт «Арнхайм». Не смогли открыть. Сокровища из саквояжа Фаберже так и не нашлись. Но некоторые вещи иногда появляются на антикварном рынке — и тут же исчезают. 

Более 50 лет потомки семьи Фаберже добивались компенсации от швейцарских властей, но проиграли все иски и в 1970-х годах получили окончательный отказ.

История с саквояжем стала лишь началом трагического крушения фирмы. Большевики изъяли все ценности из петроградского и московского магазинов, складов, мастерских и фабрик. В это же самое время антикварные рынки Европы были завалены вывезенными из России драгоценностями Фаберже и подделками под изделия фирмы. От продажи награбленного и вывезенного наследники не получили ни рубля. 

Дела у Фаберже пошли неважно уже за несколько лет до революции. Годовой оборот фирмы составлял на пике ее деятельности более 1 млн золотых рублей. Первый ощутимый удар нанесла Первая мировая война. Упала выручка в Европе: в 1915 году пришлось закрыть магазин в Лондоне, работавший с 1903 года под руководством сына Николая. 

К началу революционных событий Карлу было уже за семьдесят, он устал и желал отойти от активного управления компанией. Старший Фаберже искал надежного партнера, на которого можно было возложить все вопросы управления. Почему не на сыновей? Николай постоянно жил в Лондоне, Александр — в Москве. Со средним, Агафоном, Карл рассорился и уволил его из фирмы. А в способности сына Евгения, похоже, верил мало.

В итоге партнером Карла Фаберже стал Отто Бауэр, директор правления фирмы. За год до революции фирма была реорганизована в «Товарищество на паях «К. Фаберже». Бауэр получил от Карла Фаберже генеральную доверенность, по которой ему переходило ведение дел и право принятия решений. Отто Бауэр, в отличие от сыновей Карла Фаберже, пользовался полным доверием, и это стало роковой ошибкой ювелира.

В 1922 году партнер Бауэр сообщил наследникам Фаберже, что ничего из их имущества отдать не может — «все отняли экспроприаторы». Семья Фаберже ему не поверила и сочла его вором. Активнее всех пытался вернуть имущество Евгений. И через бывшего министра юстиции Латвии добился ареста Бауэра.

В тюрьме на допросе Бауэр сообщил, что от наследия Фаберже не осталось ничего, кроме часов Breguet. Взять часы Евгений отказался.

Двадцатого октября 1918 года, через месяц после бегства из России, Карл Фаберже составил завещание, где перечислил квартиры, земли, дачу, коллекции предметов искусства, включая японские вещи, коллекцию географических карт, гравюр, часов, а также мебель, книги и прочее имущество. Но фактически ничем этим Карл Фаберже уже не владел: завещание не имело для наследников ценности. По завещанию Карл Фаберже лишал своего сына Агафона наследства. Он также освободил других своих сыновей от обязательств по отношению к брату в том случае, если Агафон откроет сам или примет какое-либо участие в деле, конкурирующем с Товариществом «К. Фаберже».

В чем причина? Агафон, служивший в фирме коммерческим директором, был обвинен в растрате. А уже после смерти Бауэра, который когда-то и обвинил Агафона, в этом преступлении признался один из служащих. Карл до этого не дожил, он умер, не простив сына. 

Однако именно Агафон обладал крепкой деловой хваткой и хорошо разбирался в финансовых тонкостях бизнеса. Вся дальнейшая жизнь Агафона подтверждает силу его характера и здоровый авантюризм, которым не обладали его братья.

В Советской России Агафон прожил 10 лет: дважды сидел в тюрьме и перенес множество допросов. Чекисты упорно искали припрятанные семьей Фаберже сокровища. Пару лет Агафон успел поработать экспертом в Гохране, куда его определил Лев Троцкий. Все эти годы жена Агафона Лидия и их пятеро детей жили в эмиграции — они уехали через год после революции. Самого Агафона из России не выпускали. В 1927 году он бежал.

К побегу подготовился основательно: через финское консульство переправил свое имущество, в том числе коллекцию почтовых марок (Агафон был филателистом мирового уровня), в Финляндию дипломатической почтой. Организовать побег помог контрабандист Петр Пуккила. Агафон бежал в Финляндию со своей второй семьей (женой Марией Борзовой, бывшей бонной его старших сыновей, и их сыном Олегом) в ночь на 11 декабря 1927 года.

После революции Европу и Америку захлестнула волна подделок «под Фаберже». Появилось даже такое понятие, как «Фальшберже». Одним из тех, кто наладил промышленное производство подделок, стал «большой друг Советской России и Советского Союза» американский миллиардер Арманд Хаммер. 

Американец Арманд Хаммер, сын эмигрантов из Одессы, приехал в Россию в 1921 году и быстро нашел общий язык с Лениным: в обмен на поставки в разоренную страну лекарств и пшеницы Хаммер получил от вождя пролетариата право на вывоз предметов искусства и множество других преференций. Он говорил: «Стать миллионером не трудно. Нужно просто дождаться революции в России».

Хаммер прожил в Советской России девять лет, представляя интересы крупных западных компаний, основал собственную карандашную фабрику и успел переправить в Европу огромное количество ценностей.

Хаммер вывозил сокровища Фаберже из России и продавал на антикварных рынках, а позже открыл вместе с братом в Нью-Йорке галерею и организовал поточное производство пасхальных яиц Фаберже и камнерезных фигурок.

Хаммеру удалось собрать вокруг себя мастеров из мастерских Фаберже и обзавестись копиями фирменных петербургских клейм и императорских шрифтов.

В его галерее работал консультант, «специалист по русскому Фаберже». Он и агенты братьев Хаммеров выдавали подделки за редкие дубликаты оригинальных вещей Фаберже или даже за подлинники.

Одновременно в Европе и Америке друг за другом шли аукционы, на которых агенты советского правительства продавали подлинные вещи Фаберже.

Бизнес братьев Хаммеров процветал: рекламируя фирму как «императорский Фаберже», к 1930-м годам они создали в Европе и США настоящий культ Фаберже.

Порядка 8–10% от оборота предметов Фаберже составляют подделки, утверждает директор музея Фаберже в Санкт-Петербурге Владимир Воронченко. По его словам, есть вещи и полуфальшивые — когда берется несколько не подлежащих восстановлению предметов и из них делается один.

Реже всего подделывают самые известные работы Фаберже — пасхальные яйца, сюрпризы в них, некоторые ювелирные украшения, механические куклы-автоматоны и часы, в особенности с гильоше-эмалью. Отчасти потому, что эти предметы уже хорошо изучены, а отчасти — в силу их сложности. Фаберже всегда использовал швейцарские механизмы, поэтому его вещи работают и сто лет спустя, а вот подделать такой механизм крайне сложно

Вплоть до сегодняшнего дня семья Фаберже не получает ничего за наследие своего предка

Компанию Фаберже Inc. зарегистрировал  бизнесмен Самуэль Рубин, экспортер мыла и оливкового масла. Когда в Испании началась гражданская война и стало не до масла, Рубин занялся производством одеколона и духов.

Семья Фаберже случайно узнала об этом. В это же время братья Фаберже, Евгений и Александр, пытались возродить семейное дело: зарегистрировали в Париже компанию Fabergé & Cie и открыли мастерскую, где чинили старые изделия и производили новые по старым эскизам. Вместе с сыновьями Карла Фаберже работали бывшие мастера отцовской фирмы. 

Братья Фаберже пытались защитить права семьи на бренд и подали судебный иск . На суде выяснилось, что бренд «Фаберже» никогда не существовал в юридическом поле, он не был зарегистрирован.

Тем временем Рубин зарегистрировал товарный знак в США. Тяжба длилась шесть лет. Братья Фаберже проиграли.

Дворец на Фонтанке 21,Санкт Петербург.

В 1918 г., дворец был национализирован. В 1919 году здесь открыли Музей быта, который через четыре года закрыли, а экспонаты передали в Эрмитаж, вскоре в Шуваловском дворце разместился Дом печати, затем Дом инженерно-технических работников имени В. М. Молотова. 

Во время войны здание сильно пострадало от попадания немецких авиабомб. После реставрации, в 1965 году в Шуваловском дворце открылся Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.

Сегодня во дворце музей. Основу собрания составляет коллекция произведений знаменитой фирмы Карла Фабрже. Собрание  насчитывает более 4000 экспонатов, в котором также представлены другие направления, в которых работала фирма Фаберже: фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.

Подробнее: https://fabergemuseum.ru/

Дворецом на Фонтанке 21, в конце 18, века владела семья Воронцовых.  В 1799 году его выкупила Мария Антоновна, жена гофмейстера Дмитрий Львовича Нарышкина.

Дворец  был одним из самых популярных мест в Санкт-Петербурге в 1820-1830-е годы. Здесь проводились балы и концерты, которые посещали не только Державин, Крылов, Вяземский, Пушкин, но и сам император. Причём, Александр I был не только посетителем этих мероприятий, а и личным гостем хозяйки Марии Антоновны. В итоге у Нарышкиных было шесть детей, из которых супруг признавал как свою только дочь Марину.

В 1834 году Нарышкины уехали из Петербурга, домом на Фонтанке владели их родственники. А в 1846 году дворец оказался во владении Петра Павловича Шувалова в качестве приданного Софьи Львовны Нарышкиной. С тех пор дворец именуется Шуваловским.

На протяжении 30 лет Малкольм Форбс собирал коллекцию Карла Фаберже.

После его смерти  сыновья решили продать собрание: сначала ушли 20 предметов, затем еще 70, а потом все, что от него осталось.

Финальные торги коллекции Фаберже из собрания Малкольма Форбса на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке были назначены на 20–21 апреля 2004 года. Каждый коллекционер Фаберже счел своим долгом зарегистрироваться на этот аукцион.

Однако за два месяца до торгов Sotheby’s объявил об их отмене. Причина — покупка всей коллекции российским бизнесменом Виктором Вексельбергом.

 Расставшись с миллионами долларов, Вексельберг приобрел более 200 предметов и стал обладателем самого значимого в мире собрания изделий Фаберже.

Как и Малкольм Форбс, долгие годы бесплатно выставлявший в Нью-Йорке свое собрание, Виктор Вексельберг не спрятал сокровища. Девять лет коллекция путешествовала по музеям России и мира — от Музеев Московского Кремля до Музеев Ватикана и Национального музея Индии. Побывала в Нью-Йорке, Берлине, Риме, Монако, Дели, Дубровнике, итальянском Бари, разумеется, и в России — от Москвы до Ханты-Мансийска.

Пять лет назад открылась постоянная экспозиция — Музей Фаберже в Петербурге, в специально перестроенном для этой цели Шуваловском дворце.

Шереметьевский дворец. Санкт – Петербург.

Шереметьевский дворец. Набережная реки Фонтанки, 34.

История усадьбы начинается со времен Петра первого. Первый владелец Борис Петрович Шереметьев получает (данную) грамоту на владение землями  от Петра в 1712г., но с обязательством, построить на этой территории дом с садом (огородом)

В основу герба древнего рода Шереметьевых ложиться герб города Гданьск, от куда был родом знатный вельможа переехавший из Пруссии, от которого и пошел род Шереметьевых. Девиз, надпись на латыни, можно увидеть под гербом  “бог сохраняет все”

ШЕРЕМЕТЬЕВСКИЙ ДВОРЕЦ. НАБЕРЕЖНАЯ ФОНТАНКИ 34.
Античная гостиная.

На стене в Античной гостинной парадный портрет  хозяина усадьбы вельможи Бориса Петровича Шереметьева. 

Борис Петрович был не только дипломатическим работником , Северную войну начинает в звании воеводы. В Нарвском сражении русская армия потерпела поражение, не смотря на это Шереметьев получает звание генерала -аншефа, за взятых в плен генералов вражеской армии.

Проявив смекалку в походе  нанес удар по шведам и одержал первую победу в войне, за что получает звание генерала- фельдмаршала и орден Андрея Первозванного. Шереметьев Борис Петрович становится первым в России фельдмаршалом.

В ходе Северной воины в русский  обоз попадает прибалтийская поданная, простая девушка, состоящая на службе у прибалтийского пастора Марта Скавронская, (будущая императрица Екатерина первая), Борис Петрович приглядел симпатичную девицу, но вскоре ее забирает себе Александр Меньшиков. Из за этого случая Шереметьев и Меньшиков сильно повздорили и чтобы как то погасить страсти Бориса Петровича отправляют на подавление мятежа в Астрахань. Мятеж был подавлен, за что Шереметьев получает звание графа и становится первым в России титулованным графом.

Борис Петрович был трижды женат и имел много детей.

После смерти графа и графини по закону единонаследия, (наследник должен быть только один) им становится старший сын от  второго брака с Анной Петровной Салтыковой Петр Борисович  Шереметьев. Граф Пётр Борисович Шереметев был товарищем детства императора Петра второго. с которым вместе рос и учился.

Петр Борисович и обустраивает отцовское имение. называет его “Фонтанный дом”. 

  Петр Борисович женится на очень богатой невесте, Варваре Алексеевне Черкасской. Она была дочерью канслера, единственной наследницей. Брак оказался очень удачным, 17 лет супруги жили в любви с согласии. В этом доме воспитывались их дети, дом был открытым, устраивались балы и маскарады, званные обеды. Хозяйка дома любила играть на музыкальных инструментах.

Петр Борисович Шереметьев
Варвара Алексеевна Черкасская
шереметьевский дворец.набережная реки фонтанка 34.

В 1767 г. Варвара Алексеевна умирает, а еще через четыре месяца умирает дочь, которая была невестой графа Никиты Панина (учитель императора Павла первого) Черная оспа тому виной. Петр Борисович после трагических событий не захотел больше жить в доме на Фонтанке, он уезжает в Москву, в Кусково.

В Кусково Петр Борисович начинает строить свой театр. Крепостные, талантливые крестьяне становятся актерами, музыкантами. Шереметьевского театра. Актерские труппы в то время были очень популярны. Представления были оборудованы всевозможными техническими приспособлениями. Например, была сконструирована машина извергающая гром, механические птицы плавали в пруду …

 

шереметьевский дворец.набережная реки фонтанка 34.

Николай Петрович Шереметьев продолжает дело своего отца.

У Просковьи Ивановны Ковалевой  дочери, крепостного кузнеца, с детства выявлен талант к пению. В 7 лет ее берут в Кусковскую школу для обучения театральному искусству. В 11 лет Прасковья дебютирует, а 13  лет она становится примой Шереметьевского театра. Николай Петрович в неё влюбляется и  Прасковья Ивановна отвечает взаимностью, становится его не венчанной женой.

Николай Петрович давал своим актрисам псевдонимы Агатова, Бриллиантова, Изумрудова и т.д. Прасковья Ивановна была Жумчугова. 

Прасковья Жемчугова
Николай Петрович Шереметьев
шереметьевский дворец.набережная реки фонтанка 34.

Николай Петрович по долгу службы должен был переехать в Петербург. Император Павел первый вызывает его к себе.

Прасковья Ивановна селится в особняке на Фонтанке и вскоре теряет голос, а затем и заболевает чахоткой. Для того чтобы жениться на любимой женщине Шереметьев дает ей вольную  и делает ей фальшивую родословную. Прасковья Ивановна Ковалева “становится” дочерью польского дворянина Ковалевского. Поле это граф Николай Петрович Шереметьев на ней женится. 

Через некоторое время на свет появляется долгожданный наследник, сын, Дмитрий Николаевич. Через три недели молодая женщина умирает от чахотки.

Туберкулез называли по разному- золотуха, сухотка, чахотка. До открытия возбудителя туберкулеза медики не имели понятия о причинах и лечении болезни. Болели и мужчины и женщины,  богатые и бедные. В Санкт Петербурге сырая и промозглая погода, плохо отапливаемые каменные дома и дворцы, не способствовала крепкому здоровью дыхательной системы.

Мода  на корсеты, которые носили не только женщины но и мужчины приводила к сдавливанию нижних отделов легких, плохой вентиляции и застою в органах дыхания.

В 19 веке чахотка не считалась заразным заболеванием. Больных не изолировали, с ними общались здоровые люди не подозревавшие о риске заражения. Больные посещали церкви, магазины, театры тем самым еще больше распространяли заразу.

Считалось, что этой болезнью болеют люди обладающие тонкой и ранимой организацией. Это думающие, творческие, чувствительные люди. Полагали, что вызывает эту болезнь нервные потрясения, несчасная любовь, ипохондрия. Болеть чахоткой было модно.

Было модно лечиться на водах, в места с теплым климатом. Из лечения прописывали капли на основе свинца, ртути, здоровый образ жизни.

Понятно, что такие рекомендации помогали не многим. Даже членов царской фамилии не обошла эта болезнь.

 

 

шереметьевский дворец.набережная реки фонтанка 34.
шереметьевский дворец.набережная реки фонтанка 34.

 После смерти супруги Николай Петрович после переезжает в Москву и основывает там дом для малоимущих, больных и бездомных. Приют и лечебница была построена в память о свей супруги.(сегодня институт скорой помощи им. Склифасовского) Каждый год, сто девушек которые не имели приданного выдавали замуж и давали им наследство. Николай Петрович пережил свою супругу всего лишь на шесть лет.

Сын Дмитрий остается сиротой в шесть лет.

Татьяна Гранатова, крепостная актриса, балерина, вместе с Прасковьей переехала в Петербург,  получила вольную и когда подруга умерла  взяла заботу о ребенке на себя. 

Дмитрий , завидный жених, женится на своей дальней родственнице Анне Сергеевне Шереметьевой.  Супруги селятся в Фонтанном доме и перестраивают многие  помещения по моде того времени.

шереметьевский дворец.набережная реки фонтанка 34.
шереметьевский дворец.набережная реки фонтанка 34.

Создаются новые гостиные.

Молодая супруга Анна Сергеевна Шереметьева была великолепный музыкант, у нее был абсолютный музыкальный слух. Она создает в Фонтанном доме центр светского Петербурга. Здесь бывали знаменитые музыканты, певцы, здесь проходили музыкальные вечера, здесь бывал знаменитый композитор Антон Рубинштейн, пела Полина Виардо.

у Анны Сергеевны и Дмитрия Николаевича первый сын Николай умирает в возрасте пяти лет и через год появляется еще один ребенок Сергей Дмитриевич Шереметьев.

Вскоре после рождения второго сына Анна Сергеевна скоропостижно умирает. Дмтрий Николаевич сильно переживал потерю своей супруги,  на долгие недели заперся в своем кабинете и не выходил из него. Что бы как то вернуться к жизни графу понадобилось время.

Вторая супруга Александра Григорьевна Мельникова, воспитаница Смольного института, обладала дивным голосом.  Граф восторгался её голосом, полюбил её и решил на ней жениться, на что должен был получить высочайшее позволение. Разрешение было получено, брак состоялся. У супругов родилось двое детей.

Александра Григорьевна была деятельной благотворительницей и делала много добра. Умерла в Петербурге от болезни мозга. 

Дети – Александр Дмитриевич и Екатерина Дмитриевна.

Александра Григорьевна Шереметьева

После смерти графа Дмитрия Николаевича в 1871 году произошёл раздел имущества между его сыновьями Сергеем и Александром. Фонтанный дом достался Сергею Дмитриевичу.

Особняк вновь перестраивался. Были построены новые пятиэтажные корпуса,  со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома, уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка и другие садовые постройки. Манеж и Конюшни перестроили в Театральный зал, были возведены двухэтажные торговые павильоны.

При графе С. Д. Шереметеве в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др. После революции 1917г.  граф Сергей Шереметев добровольно пошёл на национализацию дворца.

Особняк Румянцева. Адмиралтейская набережная 44.

Особняк Румянцева. Адмиралтейская набережная 44.

особняк румянцева университетская набережная 44.

Николай Петрович Румянцев 1754 – 1826 гг. принадлежал к древнему российскому дворянскому роду. Родился в Москве, получил домашнее образование, затем учился за границей,  в Лейденском университете. По окончании обучения молодой граф становится камергером при дворе. а затем получает назначение на дипломатическую службу. В течение 15 лет он выполнял различные дипломатические поручения в Европе.

После окончания дипломатической карьеры возвращается в Россию, где получает почётное звание сенатора и становится членом нескольких правительственных комиссий по экономическим вопросам, являлся одним из директоров Вспомогательного дворянского банка. министром иностранных дел.

особняк румянцева университетская набережная 44.

Николай Петрович организовал неформальное объединение историков, археографов и филологов.  Члены кружка осуществляли поиск и копирование исторических источников для их публикации, издание трудов по истории, совершали покупки рукописей, старопечатных книг, монет.

Самым значительным собранием коллекции графа Румянцева стала обширная библиотека, в ней насчитывалось 28 тысяч томов. В состав входила коллекция рукописей и старопечатных книг, несколько сот различных географических карт.

После смерти Николая Петровича  все его состояние было завещано младшему брату Сергею Петровичу Румянцеву, а всё собрание книг, рукописей, медалей и монет было завещано предоставить “на общую пользу”

В1828 году император Николай первый подписал указ об учреждении Румянцевского музея который был открыт   в  особняке на Английской набережной в Санкт-Петербурге. 

Позднее музей был переведен в Москву.

особняк румянцева университетская набережная 44.
особняк румянцева университетская набережная 44.

Россия многим обязана Н.П. Румянцеву как государственному деятелю. Борясь с экономической отсталостью страны, он добивается изменения торгового законодательства, содействует развитию отечественной промышленности, сельского хозяйства и торговли российскими товарами, устанавливает выгодные таможенные тарифы, руководит сооружением Биржи в Санкт-Петербурге, Обводного канала, строительством двух мостов на Мойке и многими другими проектами.

При нем исправляется Вышне-Волоцкая водная система, учреждается Архангельская торговая компания по развитию рыболовного и зверобойного промыслов, начинает развиваться сахарное свекловодство.

Н. П. Румянцев начал издавать статистические ежегодники по вопросам внешней торговли России, которые выходили вплоть до 1917 г., способствовал изданию “Санкт-Петербургских коммерческих ведомостей”.

Он поддержал проект первого кругосветного плавания русского мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна. В результате кругосветной экспедиции двух русских кораблей “Нева” и “Надежда” под командованием Крузенштерна и Лисянского были сделаны важные научные открытия, достигнуты дипломатические и практические цели.

особняк румянцева университетская набережная 44.

После того как музей Румянцева переезжает в Москву, в 1863 г. , особняк продают. Новый владелец дом перестраивает, надстраивается третий этаж, внутри производится капитальный ремонт, устраивается трёхмаршевая центральная лестница. 

 В 1868 особняк вновь выставляется на торги. Сменив несколько владельцев в 1882 г., хозяйкой дома на Английской набережной становится супруга Его императорского высочества герцога Лейхтенбергского Зинаида Дмитриевна Богарне.

Дом вновь реконструируется. Трёхмаршевая металлическая лестница была заменена на распашную мраморную, сохранившуюся до сих пор, так же сохранилась дубовая лестница,  потолок  украшеный крупными кессонами с лепными розетками, лепные панно.

особняк румянцева университетская набережная 44.
особняк румянцева университетская набережная 44

После окончания обучения, в 1884 г, в особняк перезжает дочь Лейхтенбергского от первого брака, Дарья, в замужестве Кочубей. Семья владеет домом до 1916 г.

После революции парадные залы со стороны набережной пустовали. а с улицы Галерной располагались жилые квартиры, который расселили только в 1990г.

С 1921 – 1938 гг.,в здании располагались: Союз металлистов, Петропрофобр, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, облсобес, школа пионервожатых, промкомбинат предприятий инвалидов, лаборатория по семконтролю и карантину сельхозрастений и областное управление кинофикации.

С 1938 г., в особняке разместился музей истории и развития Ленинграда.  Фонды музея и имущество насчитывали более 100 тысяч единиц хранения. а здание требовало капитального ремонта, сложных реставрационных работ..

С 1941 по 1945гг., музей был эвакуирован, а в особняке разместился стационар для музейных работников. 

После победы над врагом, по  возвращении из эвакуации,  музей получил название “Музей архитектуры Ленинграда”, а в 1953г., Государственный музей истории Ленинграда.

В настоящее время, 2021г., в особняке экспозиция посвященная блокаде Ленинграда, коммунальному быту советского периода ” близкие по неволе”

Особняк Юсуповых на Литейном 42. Санкт Петербург.

Особняк Юсуповых на Литейном 42.

особняе юсуповых на литейном 42
особняе юсуповых на литейном 42
особняк юсуповых на литейном 42.санкт петербург.

Зинаида Ивановна Юсупова ( 1809 – 1893) родилась в семье  камергера (придворный чин старшего ранга) Ивана Дмитриевича Нарышкина и  Варвары Николаевны Ладомирской. Получила домашнее образование, отлично разбиралась в живописи, поэзии и музыке. 

Князь Борис Юсупов, вдовец, несколько раз сватался к пятнадцатилетней Зинаиде, но несмотря на богатство и титул не раз  получал отказ. В 1826 году все таки обручение состоялось.  1827 года у супругов родился сын, Николай, затем дочь умершая при родах. После этого супруги фактически разорвали свои брачные отношения, позволив друг другу интриги на стороне. 

особняк юсуповых на литейном 42 санкт петербург

“Высокая, тонкая, с очаровательной талией, с совершенно изваянной головой, у неё красивые чёрные глаза, очень живое лицо с весёлым выражением, которое так чудесно ей подходит” – так описывали  современники княгиню Юсупову.

 В 1849 году скончался князь Борис Николаевич, и вдова покинула Россию. Второй брак состоялся в 1861 году с  с капитаном Генерального штаба национальной гвардии департамента Сена Луи Шарлем Оноре Шово. Это был мезальянс. Зинаида Ивановна решила проблему просто, купила  для мужа титул графа Шово и маркиза де Серр. В 1889 году скончался и второй супруг.

Последние годы Зинаида Ивановна проживала  в Париже, в Россию так больше и не возвращалась. По  завещанию, после смерти тело было перевезено в Россию. 

особняк юсуповых на литейном 42.санкт петербург.

В 1830 году супруги  Юсуповы купили особняк на Мойке. После смерти Бориса Николаевича недвижимость перешла к сыну Николаю. Зинаида Ивановна, которой на то время было 40 лет с небольшим, начала строительсво нового особняка для себя, на Литейном проспекте.

особняк юсуповых на литейном 42

Строительство особняка продлилось  1852- 1858 гг прожила в нем княгиня  чуть больше трех лет.

Особняк имел собственную домовую церковь.  Получить разрешение Святейшего Синода на пожизненное установление домового храма было не так легко — княгине “помогла” застарелая болезнь ног. Домовой храм располагался на третьем этаже особняка. После Октябрьской революции деревянный купол был разобран, а убранство храма утрачено. 

особняк юсуповых на литейном 42.санкт петербург.
особняк юсуповых на литейном 42

После смерти Зинаиды Ивановны в возрасте 83 лет, особняк перешел к  ее правнуку, Феликсу Юсупову-младшему, впоследствии ставшему известным как участник убийства Григория Распутина.

особняк юсуповых на литейном 42.санкт петербург.

В 1908 году здание было отдано в аренду Театральному клубу и стало первым пристанищем легендарного театра пародии “Кривое зеркало”.

В 1909 в особняке прошла выставка, посвященная Льву Николаевичу Толстому.

В 1910-м — выставка “Сто лет французской живописи”, организованная редакцией журнала “Аполлон”.

В Первую мировую войну и вплоть до 1918 года в доме размещался госпиталь.

особняк юсуповых на литейном 42 санкт петербург
особняк юсуповых на литейном 42

Советский период истории особняка, к счастью, не принес зданию непоправимого ущерба. Сразу после революции дом отошел в ведение Польского дома просвещения.

С 1934 года стал Домом политического просвещения.

С 1949 года в особняке прочно обосновалось общество “Знание”. Располагается оно здесь и сейчас, вместе с Институтом внешнеэкономических связей, экономики и права.

особняк юсуповых на литейном 42.санкт петербург.
особняк юсуповых на литейном 42
особняк юсуповых на литейном 42.санкт петербург.
особняк юсуповых на литейном 42 санкт петербург
особняк юсуповых на литейном 42 санкт петербург
особняк юсуповых на литейном 42 санкт петербург
особняк юсуповых на литейном 42 санкт петербург
особняк юсуповых на литейном 42 санкт петербург
особняк юсуповых на литейном 42 санкт петербург
особняк юсуповых на литейном 42 санкт петербург

Январь 2021год.

Дворец Великого князя Владимира Александровича.

Дворец Великого князя Владимира Александровича.

Дом ученых.Дворцовая наб., 26, Санкт-Петербург

дворец князя владимира александровича санкт петербург

Пока идут часы.

Дворец Великого князя Владимира Александровича, брата Императора Александра первого находится на Дворцовой набережной 26. Дворец не имеет статуса музея. 

После революции в нем расположилась Петроградская комиссия представителей науки под предводительством Горького, ныне Дом ученых.

В особняк можно попасть с экскурсией вне рабочего времени, а так же в нем проводятся концерты, выставки, можно послушать лекции.

дом ученых
дворец князя владимира александровича санкт петербург
парадная лестница во дворец князя владимира александровича

 

Изображение грифонов и львов на фасаде и в самом дворце не случайны. Это не просто украшение, это информация.

Не каждый горожанин имел право украсить свой дом изображением льва. До середины 19 века только дворянин имел право это сделать. Посмотрим на герб Императорской семьи Романовых (не путать с государственным) Что мы видим?

дворец князя владимира александровича

Слово «герб» заимствовано из польского — herb и встречается во многих славянских наречиях в значении «наследник» или «наследство».

Символическое изображение, составленное на основании определенных правил. Разработкой и учетом гербов занимается геральдика. Гербы состоят из следующих элементов: щит, шлем, намет, корона, нашлемник, щитодержатели, девиз, мантия и сень. В Российской империи более 700 городов имели гербы. На них геральдическими символами изображалось то, что являлось наиболее характерным только для данного города. 

Гербовые фигуры — не только существующие в реальной жизни: лев, орел, сокол, медведь,  и другие, но и фантастические — дракон, единорог, грифон. Лев в геральдическом значении животное царственное, но он использовался на гербах не только королями. Королевского льва традиционно представляли как бы поднимающимся вверх, но он держался стоймя, дотрагиваясь до земли одной лапой. Орел на гербе символизировал, что его носитель является преемником римских цезарей. Грифон, представляющий собой льва с головой орла, символизировал могущество льва с зоркостью орла .

Б.Алмазов ” Повести каменных горожан”

 Петр первый пожаловал землю под строительство контр-адмиралу  И. Ф. Боцису, который был приглашен  на службу в Россию. На русской земле, грек по национальности, Борис  принимал активное участие во многих военных кампаниях того времени.

После его смерти в 1714 году  земельный участок был передан окольничему и воеводе Петра I Ивану Алексеевичу Мусину – Пушкину который построил, на месте где стоит дворец князя Владимира Александровича, дом.

В 1763 году потомки Мусина – Пушкина продали землю Григорию Орлову.

Следующий владелец с 1765 по 1778 год  стал купец Папанхополо, который, в свою очередь, продал её вице-канцлеру И. А. Остерману, сыну графа А. И. Остермана. Следующим владельцем стал генерал-фельдмаршал князь Н. В. Репнин,  полководец, видный государственный деятель.

В 1807 году очередным владельцем становится генерал-интендант Д. П. Волконский. В 1807 году его отстранили от службы и потребовали продать дворец со всей мебелью и убранством французскому посольству. 

Война 1812 года, внесла свои коррективы, французское посольство занимало здание до 1839 года, после чего оно перешло в ведение гофинтендантской конторы.

 В 1841 году в особняке размещались  роты Дворцовых гренадер.

В 1862 году  было решено снести устаревшее здание, а на его месте построить дворец  для сына императора Александра второго — Великого князя Владимира Александровича. 

Во дворце было проведено электричество, отопление, действовала телефонная линия, работал лифт и вентиляция.

Все залы и комнаты были оформлены в разных стилях.

 Большая часть парадных залов и гостиных дошли до нашего времени практически в первозданном виде.

В коллекционную опись дворца входят многочисленные предметы жилого интерьера: мебельные гарнитуры, осветительные приборы, коллекция фарфора, уникальные зеркала, среди них и расписные изделия мелкой пластики…

«Малый императорский двор» Великого князя Владимира Александровича и его супруги Великой княгини Марии Павловны был самым популярным и влиятельным в Петербурге. Приемы, балы и спектакли, которые устраивали хозяева этого дворца, были всегда событием в культурной жизни российской столицы. Здесь широко принимали многих ярких и талантливых людей, невзирая на их происхождение. Уже тогда это была среда, где формировалось общественное мнение и художественное понимание развития культуры и искусства.

Владимирский дворец (такое название было утверждено после смерти Владимира Александровича в 1911 году) в Петербурге был хорошо известен представителям художественной культуры. И это была одна из причин, вследствие которой по инициативе А.М. Горького, именно здесь, после революции был организован первый в нашей стране Дом научной интеллигенции.

дворец князя владимира александровича
дворец князя владимира александровича

 Дворец состоял  из трех корпусов. Главный, высотой в четыре этажа, выходит на Дворцовую набережную, служебный флигель  на Миллионную улицу, а во дворе конюшенные корпуса.

 Первый этаж дворца Великого князя Владимира в Санкт-Петербурге занимал сам хозяин. Здесь была его приемная, рабочий кабинет, гостиная для приема посетителей, бильярдная, личные покои, баня и помещения другого назначения. На второй этаж вела парадная лестница, украшенная вензелями VM — Владимир и Мария. Этот этаж был отведен под покои княгини: приемная, спальня,  гостиная, мавританский будуар. Третий этаж был отведен под детские и комнаты для прислуги.

Танцевальном зале проводились званые балы, проводились музыкальные вечера, приглашались выдающиеся деятели искусства того времени

Четвертый этаж занимала домовая церковь, освященная в честь Благовещения. 

В подвалах дворца находился винный погреб с коллекцией изысканных вин.

 Зимний сад с  экзотическими растениями. 

Дворец стал центром культурной жизни столицы. Современники называли его «Малым императорским дворцом», 

дворец князя владимира александровича
дворец великого князя владимира александровича
дворец великого князя владимира александровича
малиновая комната владимировского дворца

На втором этаже Владимирского дворца в самом большом помещении, окна которого выходят на набережную, находится парадная приёмная,  Малиновая гостиная. 

Малинового цвета  гостиная была не случайно.  Каждому великокняжескому двору, указом императора, определялся  цвет. Для дворца Владимира Александровича был предписан малиновый.

Гостиная была  обита тканью малинового цвета, мебельный гарнитур  обивкой малинового цвета с золоченной отделкой, три больших зеркала, круглые столики с мраморными столешницами. Сохранился оригинальный    потолок , резные двери,  камин XVI века из бременского песчаника, люстра венецианского стекла.

Из Малиновой гостиной, где часто собирались родственники и друзья великокняжеской семьи,  левая дверь ведёт в покои хозяйки дворца Марии Павловны.

 

дворец Владимира Александровича

Хозяйка дворца, Мария Павловна хранила свои украшения в своем будуаре, за картиной.

Когда произошла революция, она находилась в Кисловодске, на отдыхе. Вывести драгоценности было поручено британскому дипломатическому курьеру. Стопфрод переоделся в дамское платье и проник  в покои Великой княгини. Кража увенчалась успехом, драгоценности были переправлены за границу к хозяйке.

После смерти Марии Павловны драгоценности перешли к единственной дочери Елене, которая в связи с бедственным положением продала самую дорогую вещь из коллекции, а именно алмазную тиару с подвесками из крупных жемчужин, которые можно было снимать и заменять на изумрудные подвески.

Так русская тиара оказалась у английской королевы Марии, бабушки  ныне здравствующей королевы Великобритании Елизаветы второй.

Корона — головной убор, или наголовье, служащий признаком известной власти и формой своей определяющий звание, сан, титул, а иногда и заслуги лица, которому она принадлежит

 одной из древнейших русских корон является так называемая шапка Мономаха, присланная, по преданию, в 988 году византийскими императорами Василием II и Константином IX великому князю Киевскому Владимиру Святому по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной. Эта корона всегда принадлежала старшему в роде: князья младшей линии имели свои короны различных форм. Великие княгини, княжны и царицы также имели свои короны.

Первую в России корону европейского образца сделали в 1724 году для коронации Екатерины I, этой короной короновался Петр II.

Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые, или выходные, короны; они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. С коронами носились особые мантии. Последняя малая корона, которой пользовались жена Александра II, Мария Александровна, и жена Александра III, Мария Федоровна, сделана по образцу большой императорской.

Б. Алмазов  “Повести каменных горожан”

дворец великого князя Владимира Александровича
дворец великого князя Владимира Александровича
дворец великого князя Владимира Александровича

 

Дубовый зал (Большая столовая) отличался от всех залов отделкой в псевдорусском стиле. Этот интерьер сохранился до наших дней практически без изменений. Стены столовой покрыты лепниной, искусно имитирующей резьбу по дубу, благодаря чему облик зала напоминает о традиционном национальном искусстве узорочного украшения деревенских изб. В декоре столовой были использованы и другие элементы, характерные для убранства старинных русских зданий: богатая резьба пилонов, занавеси из небесного полотна, расшитые русскими узорами, отделка потолка и стен под дерево, служившее основным строительным материалом на Руси. В оформлении зала широко использовалась живопись. Пять живописных полотен, выполненные художником Василием Петровичем Верещагиным украшают стены Дубового зала.

По южной стене, левой от входа, на трех картинах – «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» и «Алеша Попович в борьбе с Тугариным Змеевичем» – изображены русские богатыри. Их объединяет служба в Киеве у князя Владимира. В былинах двор киевского князя «Владимира Красное солнышко» олицетворяет все положительное и противопоставляется опасному, внушающему страх: темным лесам, высоким горам, быстрым рекам.

На дальней от входа стене висят еще две картины В.П. Верещагина – «Солнечное божество» (Овсень) и «Дева-заря». Все картины написаны на специально заказанном грубом холсте, масляными красками, не имеют никакого блеска, а потому напоминают старинные шпалеры.

О назначении помещения рассказывали посетителям расположенные ранее на бирюзовом фризе меткие народные поговорки и пословицы: «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хлеб., соль ешь – да правду режь» и др. О пиршествах напоминают также головы хищных животных, волков и лисиц.

дворец великого князя Владимира Александровича
дворец великого князя Владимира Александровича
дворец великого князя Владимира Александровича

 

Занимающий весь второй этаж левого флигеля дворца Белый (танцевальный) зал стал одним из самых роскошных в парадной анфиладе. За образец в его оформлении был принят стиль рококо эпохи Людовика XV. В орнаментику зала были включены растительные мотивы, великокняжеские монограммы под царской короной, фигуры купидонов и кариатиды.  Шесть бронзовых с позолотой люстр на 42 свечи каждая и девять семисвечных бра от И. Берца заливали ярким светом танцевальный зал.

дворец великого князя Владимира Александровича
дворец великого князя Владимира Александровича

B годы правления Александра III балы стали необычайно пышными и приобрели политическое значение. Костюмированный бал во дворце Великого князя Владимира Александровича долго был предметом оживленных обсуждений общества. Он был дан 25 января 1883 г., за несколько месяцев до коронации Александра III и Марии Федоровны. Праздник был необычайно великолепным, а костюмы – роскошными, элегантными, исторически точными.

Бал удался на славу, танцы продолжались до самого утра, и даже императрица покинула за в половине пятого. Через двадцать лет, в годы царствования Императора Николая II, подобный бал был устроен в Зимнем дворце.

Костюмированный бал во дворце великого князя Владимира Александровича 25 января 1883 года.

Все гости этого бала были одеты в исторические костюмы. 

” На парадной лестнице, на площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющих связь с русской истрией: это были скифы, варяги, стрельцы новгородские и московские . В галерее перед танцевальным залом и в малой столовой было устроено два роскошных буфета, изящно убранных цветущими растениями …

Вскоре гостиная и танцевальная зала наполнилась русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами времен Иоанна IV, варягами, печенегами, запорожцами, казаками … казалось, вся допетровская Русь воскресла и прислала на этот бал своих представителей.” 

После бала его участники сфотографировались в маскарадных костюмах.

дворец великого князя Владимира Александровича
экскурсия во дворце великого князя владимира александровича
экскурсия во дворце великого князя владимира александровича