дворец князя владимира александровича
Блог.,  Петербургские достопримечательности.

Дворец Великого князя Владимира Александровича.

Дом ученых. Дворцовая наб., 26, Экскурсия.

дворец князя владимира александровича санкт петербург

Пока идут часы.

Дворец Великого князя Владимира Александровича, брата Императора Александра первого находится на Дворцовой набережной 26. Дворец не имеет статуса музея. После революции в нем расположилась Петроградская комиссия представителей науки под предводительством Горького, ныне Дом ученых.

В особняк можно попасть с экскурсией вне рабочего времени, а так же в нем проводятся концерты, выставки, можно послушать лекции.

дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века.
дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века

История.

Петр первый пожаловал землю под строительство контр-адмиралу  И. Ф. Боцису, который был приглашен  на службу в Россию. На русской земле, грек по национальности, Борис  принимал активное участие во многих военных кампаниях того времени. После его смерти в 1714 году  земельный участок был передан окольничему и воеводе Петра I Ивану Алексеевичу Мусину – Пушкину который построил, на месте где стоит дворец князя Владимира Александровича, дом.

В 1763 году потомки Мусина – Пушкина продали землю Григорию Орлову. Следующий владелец с 1765 по 1778 год  стал купец Папанхополо, который, в свою очередь, продал её вице-канцлеру И. А. Остерману, сыну графа А. И. Остермана. Следующим владельцем стал генерал-фельдмаршал князь Н. В. Репнин,  полководец, видный государственный деятель.

дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века

Следующим хозяином дома становится гоф интендантская контора – это ведомство которое отвечало за строительно – хозяйственный дела при императорском дворе. Дворец в начале 19 века был перестроен для генерала интенданта Императора Александра первого князя Волконского. В 1807 – 1839 годах дворец был продан, разместилось в нем французское посольство. После, дворец использовали как запасной дворец, в дворовых флигелях разместилась рота дворцовых гренадер , а в парадных залах проживали  гости императорского двора.

В 1862 году земельный участок был выделен под строительство дворца сыновьям императора Александра второго. Через три года умирает старший  брат Николай, а Александр как наследник престола переезжает  в Аничков дворец на Невском проспекте. Дворец  на набережной полностью предается великому князю Владимиру Александровичу.

дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века
дом ученых

Архитектор Александр Рязанов частично использует старый фундамент и стены технических построек, на них строит новый дворец за шесть лет. Строение напоминает итальянский палаццо  эпохи ренессанса. Снаружи здание выглядит как трехэтажное с цокольным этажом. В нем располагались парадные апартаменты, на цокольном этаже служебные помещения для хозяйственных нужд и дворцовая церковь.

Рязанов окончил с золотой медалью Санкт Петербургскую императорскую академию. Шесть лет работал и изучал архитектуру  в Европе. Работал на заключительных этапах строительства Храма Спасителя, большого Кремлевского дворца в Москве.  Александр Иванович принимал участие в строительстве Свято – Дивеевского монастыря, в Твери при строительстве Путевого дворца, проектировал парк в Михайловской даче и многое другое.

В качестве главного архитектора был приглашен в строительстве дворца великим князем Владимиром Александровичем.

дворец князя владимира александровича санкт петербург

Задача стояла построить дворец в смешанных архитектурных стилях, эклектизм (смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п.) Проектирование началось в 1864 году, строительство в 1767 по 1771 гг. Вместе с Рязановым работали Виктор Шрейдер, который занимался архитектурной частью и некотороми изменениями по пожеланию хозяев и Иероним Китнер отвечал за насыщение дворца предметами мебели, исскуства и т.д.

дворец князя владимира александровича

Владимирский дворец это комплекс их трех корпусов.  На Дворцовую набережную, выходили окна хозяев, а на Миллионную улицу гоф мейстерский корпус с двумя дворами, где расположились хозяйственные службы, конюшни, бани, кухни, комнаты для прислуги. Первый этаж дворца Великого князя Владимира в Санкт-Петербурге занимал сам хозяин. Здесь была его приемная, рабочий кабинет, гостиная для приема посетителей, бильярдная, личные покои, баня и помещения другого назначения.

На балконе, торшерах при парадном  входе  и даже на дверных ручках мы видим изображение грифонов. Грифоны – это часть родового герба рода Романовых, изображение в и оформлении интерьера напоминает гостям, что пришли они в гости  к члену  императорской фамилии.

Фасад здания украшают родовые гербы царств и княжеств входивших в малый титул царств и княжеств Казанского, Сибирского, Астраханского, Польского, Херсонеса, Таврического, великих княжеств Киевского, Владимирского, Финляндского, Грузинского.

парадная лестница во дворец князя владимира александровича
дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века

Парадный вестибюль дворца дошел до нашего времени в неизменном виде как и большая часть парадных залов и гостиных. В коллекционную опись дворца входят многочисленные предметы жилого интерьера: мебельные гарнитуры, осветительные приборы, коллекция фарфора, уникальные зеркала, среди них и расписные изделия мелкой пластики…

дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века

дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века
дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века

Парадные залы Владимирского дворца.

дворец князя владимира александровича

«Малый императорский двор» Великого князя Владимира Александровича и его супруги Великой княгини Марии Павловны был самым популярным и влиятельным в Петербурге. Приемы, балы и спектакли, которые устраивали хозяева этого дворца, были всегда событием в культурной жизни российской столицы. Здесь широко принимали многих ярких и талантливых людей, невзирая на их происхождение. Уже тогда это была среда, где формировалось общественное мнение и художественное понимание развития культуры и искусства.

Владимирский дворец (такое название было утверждено после смерти Владимира Александровича в 1911 году) в Петербурге был хорошо известен представителям художественной культуры. И это была одна из причин, вследствие которой по инициативе А.М. Горького, именно здесь, после революции был организован первый в нашей стране Дом научной интеллигенции.


дворец князя владимира александровича

Поднимаясь по лестнице на второй этаж,  мы попадаем в личные комнаты великой княгини Марии Павловны. Там же расположились парадные залы.

дворец князя владимира александровича

Малиновая гостиная с большим балконом. Парадная приемная в стиле итальянского ренесанса. Малиновый цвет был цветом штата двора великого князя Владимира Александровича.  В гостиной часто собирались родственники и друзья великокняжеской семьи, выступали певцы и музыканты.

После национализации 1918 года предметы искусства из Владимирского дворца переместились в музеи города, но и сохранилось не мало – подлинная мебель, картины, скульптура, личные вещи благодаря тому, что сразу после захвата власти в здании поселились ученые.

дворец великого князя владимира александровича
малиновая комната владимировского дворца
малиновая комната владимировского дворца
малиновая комната владимировского дворца
дворец Владимира Александровича

Камин был изготовлен в 16 веке, а Нюрнберге, в Германии. Великая княгиня приобретает его специально для малиновой гостиной. Отопление во дворце было паровое, камин служил дополнительным источником обогрева и украшением интерьера парадного зала.

Золотая гостиная изначально  имела  голубой цвет. Шёлковая обивка часто менялась, менялся и цвет. Комната выполнена в стиле Людовика 16. Изображение Людовика 16 (профиль) можно увидеть на вазе стоящей на каминной полке в золотой гостиной. Один из многочисленных свадебных подарков великокняжеской чете, от отца невесты. Уникальное произведение из Дрезденского твердого фарфора 18 века.

Еще один примечательный предмет – это фортепьяно изготовленное из грушевого дерева. Уникально оно тем, что из грушевого дерева, изготавливали только инструменты малого размера. Сделан инструмент на Санкт Петербургской фортепьянной фабрике братьев Дидерихс. На интрументе музицировали как члены семейства так приглашенные музыканты.

С одной из комнат Марии Павловны связана одна удивительно интересная история.

дворец великого князя Владимира Александровича

История с алмазной короной(таирой)

Хозяйка дворца хранила свои украшения в своем будуаре, за картиной.

Когда произошла революция, она находилась в Кисловодске, на отдыхе. Вывести драгоценности было поручено британскому дипломатическому курьеру. Стопфрод переоделся в дамское платье и проник  в покои Великой княгини. Кража увенчалась успехом, драгоценности были переправлены за границу к хозяйке.

После смерти Марии Павловны драгоценности перешли к единственной дочери Елене, которая в связи с бедственным положением продала самую дорогую вещь из коллекции, а именно алмазную тиару с подвесками из крупных жемчужин, которые можно было снимать и заменять на изумрудные подвески.

Так русская тиара оказалась у английской королевы Марии, бабушки  ныне здравствующей королевы Великобритании Елизаветы второй.

дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века
дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века Готическая столовая(интерьер не сохранился)
дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века
дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века
дворец Владимира Александровича (архивное фото) Г. В. Барановский Архитектурная энциклопедия 19 века

В конце анфилады второго этажа находится потрясающий будуар в мавританском стиле. Интерьер дошел до нашего времени в неизменном виде. Создавался он Александром Рязновым. Стены сплошь покрыты позолоченной лепниной яркой расцветки. Комната использовалвсь как курильная. Низкие диваны, кальян, камин из итальянского мрамора, над камином портрет единственной дочери великокняжеской семьи Елены, в восточном наряде.

Над диванами висели портреты родных и друзей( архивное фото) хозяев дворца, там же находилась потайная дверь на лестницу по которой можно было попасть в детские комнаты.

ДВОРЕЦ ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА АРХИВНОЕ ФОТО

Окна в комнате были закрыты решеткой как в восточных дворцах, встроенные шкафчики и полочки украшали интерьер. На одной из полочек стояли яйца работы Фаберже. Первое пасхальное яйцо  было сделано в 1885 году по заказу Великого князя Владимира Александровича для Императора Александра третьего, что положило начало знаменитой ювелирной коллекции дома Фаберже.

К парадным залам примыкали служебные помещения. Уборная с зеркалами во всю стену из которой можно было подняться на третий этаж в комнаты детей и гувернанток, а так же домовую церковь

.

Дворец Владимира Александровича
Дворец Владимира Александровича
дворец великого князя Владимира Александровича

дворец великого князя Владимира Александровича

Занимающий весь второй этаж левого флигеля дворца Белый (танцевальный) зал стал одним из самых роскошных в парадной анфиладе. За образец в его оформлении был принят стиль рококо эпохи Людовика. Зал украшен орнаментами с растительными мотивами, великокняжеские монограммы под царской короной, фигуры купидонов и кариатиды.  Шесть бронзовых с позолотой люстр на 42 свечи каждая и девять семисвечных бра от И. Берца заливали ярким светом танцевальный зал.

Дворец Владимира Александровича. архивное фото.

B годы правления Александра III балы стали необычайно пышными и приобрели политическое значение. Костюмированный бал во дворце Великого князя Владимира Александровича долго был предметом оживленных обсуждений общества. Он был дан 25 января 1883 г., за несколько месяцев до коронации Александра III и Марии Федоровны. Праздник был необычайно великолепным, а костюмы – роскошными, элегантными, исторически точными.

На бал было приглашено … до 250 знатных особ обоего пола, офицеры приглашались из кавалергардского, лейб-гвардии конного, гусарского Его Величества, Преображенского и других полков. Съезд начался в исходе десятого вечера. К этому времени на парадной лестнице, ея площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющих связь с русской истрией: то были скифы, варяги, бермяты, стрельцы новгородские и московские и т. п.  В галерее перед танцовальной залой и в малой столовой было устроено два роскошных буфета, изящно убранных цветущими растениями … Вскоре гостиная и танцевальная зала наполнилась русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами времен Иоанна IV, варягами, печенегами, запорожцами, казаками … казалось, вся допетровская Русь воскресла и прислала на этот бал своих представителей

Бал удался на славу, танцы продолжались до самого утра, и даже императрица покинула за в половине пятого. Через двадцать лет, в годы царствования Императора Николая II, подобный бал был устроен в Зимнем дворце.

Дворец Владимира Александровича. архивное фото.

.

Дубовый зал (Большая столовая) отличался от всех залов отделкой в псевдорусском стиле. Этот интерьер сохранился до наших дней практически без изменений. Стены столовой покрыты лепниной, искусно имитирующей резьбу по дубу, благодаря чему облик зала напоминает о традиционном национальном искусстве узорочного украшения деревенских изб.

дворец великого князя Владимира Александровича

В декоре столовой были использованы и другие элементы, характерные для убранства старинных русских зданий: богатая резьба пилонов, занавеси из небесного полотна, расшитые русскими узорами, отделка потолка и стен под дерево, служившее основным строительным материалом на Руси. В оформлении зала широко использовалась живопись. Пять живописных полотен, выполненные художником Василием Петровичем Верещагиным украшают стены Дубового зала.

Верещагин – художник декоратор, художник исторической живописи, иконописец. Его работы украшают не только дубовый зал но и домовую церковь Владимирского дворца.

 

На дальней от входа стене висят еще две картины В.П. Верещагина – «Солнечное божество» (Овсень) и «Дева-заря». Все картины написаны на специально заказанном грубом холсте, масляными красками, не имеют никакого блеска, а потому напоминают старинные шпалеры.

дворец великого князя Владимира Александровича

По южной стене, левой от входа, на трех картинах – «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» и «Алеша Попович в борьбе с Тугариным Змеевичем» – изображены русские богатыри. Их объединяет служба в Киеве у князя Владимира. В былинах двор киевского князя «Владимира Красное солнышко» олицетворяет все положительное и противопоставляется опасному, внушающему страх: темным лесам, высоким горам, быстрым рекам.

дворец великого князя Владимира Александровича

О назначении помещения рассказывали посетителям расположенные ранее на бирюзовом фризе меткие народные поговорки и пословицы: «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хлеб., соль ешь – да правду режь» и др. О пиршествах напоминают также головы хищных животных, волков и лисиц.

дворец великого князя Владимира Александровича

Особенный колорит Дубовому залу придает печь оформленная поливными изразцами Петербургского керамического завода в мастерской Леопольда Бонафеде по проекту архитектора Рязанова. Орнамент напоминает печь царских палат 16 – 17 веков .

дворец великого князя Владимира Александровича

Владимир Александрович и Мария Павловна.

Владимир Александрович третий сын императора Александра второго получил домашнее образование, участвовал в русско – турецкой войне 1877  – 1878 годов. С 1881 по 1905 годов был командующим гвардии Петербургского военного округа.

Когда в 1865 году от менингита умер старший из сыновей императора Александра второго, наследник престола Николай Александрович, были люди, которые просили изменить закон о престолонаследии и назначить наследником Владимира Александровича, как наиболее способного в управлении государством, но император не решился пойти против основных законов российской империи.

Надо сказать, Владимир Александрович и сам не стремился заниматься политикой. У Великого князя были всесторонние интересы. Он был меценат, знаток искусства, президент академии художеств. Из собственных средств назначил стипендию одаренным студентам, выплачивал пенсии вдовам умерших художников, устраивал музеи. Приобретенные им лично произведения искусства были пожертвованы в музеи Петербурга, Саратова, Риги, Вильнюса.

При академии были учреждены педагогические курсы по подготовке учителей рисования в гимназиях и рисовальных училищах.

Благодаря поддержке Владимира Александровича  Дягилев организовал свои знаменитые “Русские сезоны» в Европе. Князь первым оценил талант Ильи Репина, заказал и оплатил картину «Бурлаки на Волге» которая украшала его бильярдную комнату.

Супруга Великого князя Мария Павловна в отличии от других великих княгинь долгое время оставалась лютеранкой. Православие приняла незадолго до смерти своего супруга в 1908 году. Этот факт говорит о том, что Мария Павловна была сильная воля и умения влиять и договариваться.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *