Дом Бажанова. библиотека им.Пушкина. ул. Марата дом 72.
Блог.,  Петербургские достопримечательности.

Дом Бажанова ул. Марата 72

ЭКСКУРСИЯ С ПРОЕКТОМ “ОТКРЫТЫЙ ГОРОД”

Дом торгово промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной.

Жилой дом в котором проживали сотрудники компании, директор – распорядитель с семьей, так же в доме имелись общественные помещения. Фасад дома выходил на улицу Николаевскую ныне Марата , имел три внутренних двора. В последнем, третьем дворе располагались хоз. постройки. Конюшни, каретники, сараи, прачечная и другие вспомогательные помещения для различных нужд жильцов товарищества. В доме имелось водяное отопление, электричество, лифты, вентиляция, ватерклозеты. В подвесных дворах хранились дрова и размещались ледники. Для каждой живущей в доме семьи имелось помещение для хранения не нужных вещей. Так же расположилась котельная. Все структура дома была продумана и обустроена для удобного проживания большого количества людей. Строительство началось в 1907 по 1909 г по проекту архитектора П. Ф. Алешина под надзором главы компании Филадельфа Бажанова. В оформлении интерьеров принимали участие Врубель и Рерих.

Филадельф Геннадьевич Бажанов родился в мещанской семье в Ярославской губернии. Получил домашнее образование и уехал в Петербург. В столице юноша поступает на работу в Торговый дом “Чувалдины и приемники” Через несколько лет расторопный молодой мужчина стал приказчиком.

В 1880 году Чувалдин Владимир Иванович скоропостижно скончался и хозяйкой торговой лавки становится его вдова Анна Петровна Чувалдина. Бажанов сватается к старшей дочери Екатерине Владимировне и получает согласие на брак. Чувалдина и Бажанов основывают новое торговое общество и берут в аренду торговые места в Апраксином дворе.

Благодаря удачно сложившимся обстоятельствам и природному уму Филадельф Бажанов, за очень короткий срок, становится купцом первой гильдии, почетным гражданином Петербурга и очень состоятельным человеком.

К торговым лавкам с тканями добавляется производство, “Триумфальная бумагопрядильная ткацкая мануфактура” и купец первой гильдии Бажанов становится промышленником  торгово-промышленного товарищества на паях “Ф. Г. Бажанов и А. П. Чувалдина” Став членом правления общества взаимного кредита получает огромное влияние в столичных деловых кругах.

В 1904 году создается акционерное общество на паях. При этом теща Анна Петровна Чувалдина переписала все свое состояние на зятя, но после конфликта подала на Бажанова в суд за то что, он отстранил ее от дел фирмы и взял управление в свои руки. Разбирательство закончилось примирением. Однако, вдова вышла из состава пайщиков с требованием возврата денежных средств внесенных ей при создании товарищества. Деньги были выплачены.

Весной 1917 года дом на Николаевской Бажанов продает, после чего с младшими детьми перебирается в Финляндию, в современное Комарово. Жизнь старших детей, оставшихся в Петрограде, окончилась трагически.

Дом покупает Борис Исаакович Катламе, директор правления товарищества “Лаферм” и табачной фабрики “А. Н. Богданов и Ко”. После национализации недвижимости в 1918 году дом превращается в коммуналку. В апартаментах бывшего директора сначала размещается пункт охраны материнства, а затем Ленинградское бюро “Днепрострой” Часть здания передали под квартиру известному химику. В годы блокады в парадных залах разместилась библиотека им. Чехова. В 1964 году открылась детская библиотека истории и культуры Петербурга им. Пушкина.

Парадные комнаты в доме сохранили подлинное убранство. Камины облицованные майоликовой плиткой, двери, паркет, деревянные панели, фурнитура, лепнина. Утраченные детали были воссозданы. Всего комнат было 40, из них 26 апартаменты. Семья Филадельфа Геннадьевича была многодетной, 11 детей разного возраста. Так же, в квартире проживала семья из семи человек близкого друга и пайщика товарищества М.Ф. Кириллова. Имелись комнаты для прислуги. Остальные квартиры в доме занимали сотрудники товарищества.

Самым ярким украшением парадных комнат были работы признанных мастеров того времени Н.К Рериха и М.А. Врубеля.

Камин на сюжет былинной встречи Микулы Сееляновича и Вольги Святославовича главная достопримечательность дома. Камин облицован глазурованными изразцами на заводе “Геледвейн – Ваулин” Всего существует пять вариантов камина, первый удостоен в 1900 году Золотой медали на Всемирной выставке в Париже.  

В1906 году Петр Кузьмич Ваулин вместе со своим компаньоном, Осипом Осиповичем Гельдвейном, взял в аренду гончарно-изразцовый завод у сенатора Лилиенфельд-Тоаля, Имение и производство находилось на мызе Малое Кикерино Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии. На этом производстве и выполнялись заказы состоятельных Петербуржцев. Через год партнеры производство выкупили под названием “Кикеринский завод художественной керамики” Осип Осипович Гельдвейн занимался финансовой стороной дела, а П. К. Ваулин художественно-керамической.

После революции завод был закрыт и на его основе был организован завод “Горн” где производилась техническая керамика. Произвоизводили  посуду, вазы, статуэтки. Позднее электротехнический фарфор, сан фаянс, раковины, химическую посуду. Вакулин при советах до 1930 г занимал должность технического директора.  Был обвинен в пособничестве фашистам, и брошен в тюрьму, где и умер в 1943 году.

Сюжет былинной встречи Вольги и Микулы относится к новгородскому циклу былин. Собрал Вольга дружину по поручению князя Владимира, дань с городов собирать. Встречает в поле пахаря Микулу, дивится его силушке, да разговор заводит. В ходе беседы выясняется, что в города куда направляется Вольга с дружиной не спокойно. Разбойные люди населяют местность, опасно туда ехать.

Предлагает Вольга ехать Микуле “в товарищах”. Соглашается пахарь, да только просит дружинников вытащить из земли соху его. Ни один воин не смог справиться с задачей, не по силам дружинникам труд землепашца – богатыря. Микула одной рукой вытаскивает соху из земли. Основной идеей былины было преимущество простого человека – пахаря перед княжеским воином. Эту картину и запечатлел М.А. Врубель.

Микула.
Вольга.

Камин зеленого – голубого цвета из майолики был изготовлен в тех же Кикеринских мастерских. Интересным декоративным дополнением была использована чеканка с изображением драккара. Боевой корабль викингов, еще их называли “драконьими”. Использовали викинги суда для путешествий в далекие страны, по морям, рекам и озерам. Изначально драккары были весельными, могли служить временным жилищем, позднее парусными. Под чеканкой камин украшала металлическая вставка с подсветкой, с изображением плывущего по волнам судна.

Надо упомянуть, что камины в доме Бажанова играли декоративную роль. Отопление в доме было централизованное. Всего сохранилось пять каминов. Так же в неизменном виде сохранились кочерга, ящик для углей, заслонки.

фрагмент камина с розочками
фриз с изображением сцен из крестьянского быта
дверная ручка в виде розы

В 1909 -1910 г Н. К. Рерих исполнил серию панно для дома Бажанова “Богатырский фриз” Серия состояла из восьми сюжетов “Садко”, “Витязь”, “Баян”, “Илья Муромец”, “Микула Селянинович”, “Город”, “Вольга Святославович”, “Соловей-разбойник”и одиннадцати декоративных композиций. К сожалению в годы войны фриз был поврежден, а в 1964 году был передан в Русский музей где находится и сегодня.

Сегодня дом Бажанова по адресу Санкт Петербург ул. Марата дом 72 разместилась детская библиотека истории и культура Петербурга

Часы работы и мероприятия можно посмотреть на сайте библиотеки.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.