Рубрика: Парки Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

  • Руины, пруды, старинные мостики и столетние дубы. Великанами здесь тоже ни кого особо не удивишь. Парки и скверы Петербурга и Ленинградской области.
    сергиевка дворцово парковый ансамбль валун

Сергиевка дворцово – парковый ансамбль.

Сергиевка дворцово - парковый ансамбль.

Ораниенбаумское ш., Санкт-Петербург, Ленинградская обл.

 Сергиевка дворцово – парковый ансамбль.  Усадьба Лейхтенбергских. 

“У лукоморья дуб зеленый”…

На берегу Финского залива, прекрасный заброшенный парк.Такое количество вековых великанов  дубов как в парке Сергиевка, я не видела больше ни где. Дворцы, руины, пруды и старинные мостики. Великанами здесь тоже ни кого особо не удивишь Помните голову богатыря из Руслана и Людмилы? Она здесь в этом парке!

Ландшафтный парк в старом Петергофе, созданный в первой половине XIX века на месте естественного лесного массива частично сохранил свою первоначальную планировку. Практически сразу после революции, в 1917 году, усадьбу экспроприировали, разместилась в ней биологическая станция университета НИИ биологии СпбГУ.
Парк является уникальным памятником природы, эталоном дикой природы Южного берега Финского залива.
Территория усадьбы во время Великой отечественной войны стала передовым фронтом и 28 месяцев жила под минометным и артиллерийским огнём.  60 % великовозрастных растений было к сожалению утрачено.

пруд в парке сергиевка

Из истории.

В начале 18 столетия владельцем местных земель был Александр Иванович Румянцев — друг и сподвижник Петра I. Он оставил ее в наследство сыну — фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву – Задунайскому, который в свою очередь завещал ее своему сыну Сергею Петровичу Румянцеву. И вот благодаря последнему усадьбу – то и стали называть Сергиевкой.

От Румянцевых дом перешел Кириллу Нарышкину, а уже после его смерти, в 1838 году Сергиевку приобрел Император Николай I.

сергиевка дворцово парковый ансамбль
сергиевка дворцово парковый ансамбль в петергофе

Нарышкин вложил много сил и средств создавая ландшафтный парк, начал проводить гидротехнические работы. Были выкопаны пять прудов, строились каменные мостики, дамбы. Из земли выкопанных прудов создавались ландшафтные горки. По территории парка протекали два ручья, в результате грамотного ландшафтного проектирования ручьи превратились в каскад плотин. Вода в ручьях и прудах была чистейшая.

С годами, в связи со строительством вокруг парка домов,  было нарушено поступление воды в ручьи. 

пруд в парке сергиевка
сергиевка дворцово парковый ансамбль в петергофе

Во времена Петра первого запрещалось вблизи Петергофа строить фонтаны.

В парке, благодаря Лейхтенбергскому был спроектирована и построена фонтанная система. Император Николай первый дает такое разрешение и работы по возведению фонтанной системы начались.

На заводах гальвано пластическом, бронза – литейном Лейхтенбергскогопоявляются первые паровые машины. Одна из них была привезена в Сергиевку и использовалась для фонтанной системы качая воду из Финского залива.

Известно, что парк Сергиека украшали 11 фонтанов. Сейчас, все это к сожалению утрачено. Только исторические материалы и раскопки позволили назвать эту цифру. Все фонтаны были разного типа, украшены фонтанными скульптурами в большей частью копиями гальвано – пластическими античных героев. Известно, что в 1930 годы фонтанные скульптуры были перемещены из Сергиевки в Петергоф “Амур и Психея” и две мраморные чаши.

Усадьба Лейхтенбергских в Петергофе
Quod in fundo Leuchtenberg Peterhof
сергиевка дворцово парковый ансамбль
сергиевка дворцово парковый ансамбль
 Природа парка привлекала знаменитых художников, Алексей Кондратьевич Саврасов получил академическое звание после картины “Вид в окрестностях Ораниенбаума”
 
Иван Иванович Шишкин писал свои знаменитые “Дубы”
 
сергиевка дворцово парковый ансамбль дубы

Дубы Шишкин И.И. рисовал находясь в гостях у Лейхтенбергских, в парке Сергиевка. Его восхищали эти многолетние великаны, которые величественно росли в старом Петергофе.  Деревья, несомненно, повидали много на своем веку. Дубы, присутствуют во многих произведениях Шишкина.  Любимых деревьев великого живописца в Сергиевке было множество, вековых, развесистых, могучих в три обхвата. Иван Иванович  часами проводил время перед понравившимся пейзажем, чтобы выбрать самое подходящее освещение.  

сергиевка дворцово парковый ансамбль валун "голова"

Огромное внимание привлекает  голова выколотая из ледникового валуна. Много разных гипотез выдвигается о происхождении этого изображени

парк сергиевка в старом петергофе

Одна из наиболее вероятных версий говорит о том, что Голова была вырезана  во времена Румянцева – Задунаского,  в качестве оформления дворцово  – паркового ансамбля. 

сергиевка дворцово парковый ансамбль
сергиевка дворцово парковый ансамбль церковь святой екатерины

Церковь Святой Екатерины часто называют Капеллой. Но это не так. Церковь была христианская, православная.

сергиевка дворцово парковый ансамбль церковь святой екатерины
сергиевка дворцово парковый ансамбль церковь святой екатерины

Хозяйка усадьбы Мария Николаевна Лейхтенбергская, дочь Императора Николая первого была инициатором строительства этого храма.  1843 году умирает ее двух летняя дочь от коклюша , а затем и младшая сестра.

сергиевка дворцово парковый ансамбль церковь святой екатерины

Император Николай первый дает разрешение, при строительстве церкви, на архитектурный эксперимент. На фасаде  храма разместили 9 ангелов из гальвано пластика.

Позднее, на Исаакиевском соборе были установлены такие же скульптуры, только в четыре раза больше. 

сергиевка дворцово парковый ансамбль церковь святой екатерины

Великая отечественная война не пощадила, церковь была разрушена.

сергиевка дворцово парковый ансамбль церковь святой екатерины

Цимбалярия.

В наших краях это растение не растёт, его привез, специально для своего парка, Лейхтенбергский из путешествия на острова Крит. Растение высаживалось на альпийских горках в парке,  пережило революцию, войну, разруху, до сих пор радует посетителей парка. Цветет с мая по октябрь. 

сергиевка дворцово парковый ансамбль усадьба "собственная дача"

Шуваловский парк. Храм святых апостолов Петра и Павла.

Шуваловский парк храм святых апостолов Петра и Павла.

храм петра и павла в шуваловском парке парголово

Шуваловский парк храм святых апостолов Петра и Павла.

Закладка храма святых апостолов Петра и Павла состоялась в 1831 году и продолжалась 10 лет. Еще через пять лет в 1864 году была освящена и с этого момента Петропавловская церковь стала семейным храмом Шуваловых – Воронцовых.

В храме находятся частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая чудотворца, икона святого преподобного Серафима Саровского с частичкой мантии, освященная в день его прославления в 1903 году.

шуваловский парк в парголово

Склеп Адольфа. Легенда.

Что правда, а что вымысел уже ни кто не скажет, но думаю доля истины в этой легенде есть.

Графиня Шувалова умерла в 75 лет пережив трех мужей. Дама вероятно была экзальтированная. Психологи точнее смогут классифицировать тип характера. Мне кажется, что в те времена таких дам было не мало.

После смерти второго мужа, графиня дала клятву “быть с Адольфом навсегда” Графиня не хотела расставаться с мертвым мужем и похоронила его рядом со своей усадьбой в прорытом в горе и отделанном на готический манер гроте.

Каждую ночь она приходила в грот молиться, плакала, разговаривала с покойным. Самые красивые цветы украшали надгробную плиту. В горе, казалось, была безутешна.

Через шесть лет клятва была нарушена и Варвара Шувалова вышла замуж в третий раз и через пять лет вновь овдовела.

Не смогла графиня обрести душевный покой, так же как и не смогла сдержать клятву.

Вот и бродит её душа по тропинкам парка, в поисках своего горячо любимого Адольфа.

шуваловский парк склеп адольфа

Адольф Полье умер а марте 1930 года от чахотки. Вдова Варвара Шувалова одержимая скорбью решила превратить парк в готический, романтический мемориал для увековечения памяти горячо любимого супруга.

Такой стиль вошел в моду в первые  десятилетия 19 века Европе, особенно в Англии. Мемориал включал в себя склеп Адольфа, ведущую к нему от озера Адольфову аллею и церковь Святых апостолов Петра и Павла.

шуваловский парк
шуваловский парк
шуваловский парк каменная скамья
скамья в шуваловском парке
скамья в шуваловском парке

Каменная скамья или как её назвал поэт Александр Блок — “Римская скамья”была установлена в Шуваловском парке на холме живописной поляны в начале 20 века. Сейчас она находится в полуразрушенном состоянии. На  спинке сохранились фрагменты майолики цвета морской волны — керамической глазированной плитки.

шуваловский парк руины
шуваловский парк руины

 По заказу последней владелицы Парголовского имения Елизаветы Андреевны Воронцовой –  Дашковой, урождённой Шуваловой, на дворцовой территории построили здание Конного двора в 1907 г.

В 1912 году был начат ремонт Большого дворца. У подножия “Старого Парнаса” обустроили водокачку для снабжения водой нового дворца, оформленную как павильон “Холодные бани”. 

Колодец с водокачкой для усадьбы — круглое каменное здание соорудили в парке в 1912–1914 годах на месте старого здания – ротонды. Сегодня это развалины.

шуваловский парк желтая дача
шуваловский парк желтая дача
шуваловский парк дача

В 1870 году через территорию Шуваловского парка прошла Финлядская железная дорога и здесь, вблизи Парголовских озер, летом стали снимать дачи Петербургские жители.

Дача Месмахера или по другому “Желтая дача” по адрессу Шуваловский парк дом 13, постройка 1902 года. Первый хозяин Георг Георгиевич Месмахер, юрист.

Строение уникально, одно из интереснейших загородных домов области. Сочетание сказочного теремка с псевдоготикой.

Эту дачу еще называют “Дом с приведениями” Водятся там приведения или нет свидетельств не зарегистрировано. Думаю, что внешний вид строения наводит на такие мысли.

Дом включён в список объектов культурного наследия и на сегодняшний день принадлежит Всероссийскому научно – исследовательскому институту токов высокой частоты им. Вологдина.

шуваловский парк желтая дача
желтая дача шуваловский парк
шуваловский парк
шуваловский парк

Парк современной скульптуры. Дворик филфака СПбГУ.

Парк современной скульптуры. Дворик филфака СПбГУ

Дворик. Университетская наб., 7,

дворик Университетская наб., 7,

Скульптура улитки установлена во дворе филологического факультета СПбГУ. Открыта 26 сентября 2006 г. Скульптор В. Петровичев. Материал: бронза. Олицетворяет девиз студентов-филологов: “Тише едешь – дальше будешь”

дворик Университетская наб., 7,

Памятник таксе создан по проекту Арсена Аветисяна и установлен в день филолога и востоковеда 19 мая 2006 г

Скульптура такса представляет собой довольную, жизнерадостную и очень длинную – 140 см – таксу. Примечательно, что на шее и хвосте таксы размещены три маски настроений. Скульптура часто используется студентами в качестве альтернативной скамейки. По студенческим байкам, таксик во дворе факультета Филологии и искусств помогает сдавать сессии на отлично, если подергать его за хвост.

У университетской бронзовой собаки есть братик… или сестричка в Зеленогорске, где в 2002 году на проспекте Ленина была установлена ещё одна такса работы Арсена Аветисяна

дворик Университетская наб., 7,

«Бегемот» (впоследствии «Бегемотиха Тоня»). Открыт 14 октября 2005 г

На гранитном крыльце Кабинета синхронного перевода, находящемся в подвальном помещении. Скульптор Владимир Алексеевич Петровичев. Бронза. Высота  скульптуры 20 см. Рядом с объектом укреплена латунная табличка с надписью: «Бегемотиха Тоня. Автор скульптуры — Владимир Петровичев.

dvorik Universitetskaya nab._ 7_

Скамья советов.

Сидящему на этой скамье советы нашептывают в уши справа ангел, слева чёрт. Чьим советам последует сидящий?

Установлена 01.11.2006. Скульпторы  Ольга Сагоконь и Дмитрий Чеботарев.

дворик Университетская наб., 7,

Памятник “Нос к носу”. Открыт в 2008 г. Скульптор Т. М. Юсуфов. Знаменитый гоголевский “Нос”. Скульптор Тимур Юсуфов в одном памятнике соединил три петербургских повести Гоголя: “Нос” майора Ковалева одет в дырявую шинель Акакия Акакиевича, а основание памятника украшено силуэтами Невского проспекта (видны Казанский собор, дом компании Зингер, мост через Мойку, шпиль Петропавловки)

дворик Университетская наб., 7,

«Размышления о Маленьком принце». композиция, установленная во дворе филфака СПбГУ в 2002 году.

Шут — аллегорический образ правдолюбца. В руках скульптурный шут держит раскрытую книгу. Он унесся мыслями вдаль, читая сказку-притчу Экзюпери «Маленький принц», поведавшую простые истины. Маленький принц такой же правдолюбец, который, путешествуя по разным планетам, дивится причудам и странностям взрослых.

Где же в скульптуре главный герой — Маленький принц? Его хрупкая фигурка примостилась на одной из книг. Он обхватил колени и, кажется, вспоминает свою розу.

дворик Университетская наб., 7,
dvorik Universitetskaya nab._ 7_

 Справа композиция «Бродский приехал». Открыта 16 ноября 2005 г. Скульптор Константин Михелевич Симун Бронза, камень.

Бродский Иосиф Александрович (24.05.1940 — 28.01.1996), русский поэт и переводчик, прозаик-эссеист. 12 февр. 1964 г. был арестован, затем осужден Дзержинским районным судом Ленинграда по обвинению в тунеядстве, приговорен к пятилетней ссылке в Архангельскую обл. В 1965 г. из ссылки досрочно возвращен, в июне 1972 г. эмигрировал в США, в 1980 г. получил американское гражданство. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1987). В Россию больше не приезжал, хотя приглашений получал множество.

 

Слева памятник Гулливеру. открыт 2 ноября 2007 г.  Скульптор Тимур Юсуфов. Материал: бронза. Высота: 150 см. Скульптурная композиция в виде пяти Гулливеров, каждый из которых стоит друг у друга на вытянутой ладони, воплощает бесконечность и относительность.

здание 12 коллегий
дворик Университетская наб., 7,

Измайловский сад.Санкт Петербург.

Измайловский сад.

Набережная реки Фонтанки 114.

измайловский сад. питербургский ангел.

Измайловский сад был одним из первых “регулярных садов” Петербурга. С 1724 года на его месте располагалась усадьба ближайшего сподвижника Петра Великого книзя Румянцева, а при Екатерине II собственником земли и дома стал Платон Зубов. Фаворит императрицы превратил садик у дома в роскошный парк, и к началу XIX века он стал пейзажным, а не регулярным. Тогда же сад и получил свое название, поскольку рядом, на набережной Фонтанки находились казармы Измайловского гвардейского полка.

измайловский сад. питербургский ангел.

Петербургский ангел.

“Скульптура “Петербургский ангел” посвящена старикам из моего ленинградского детства, носителям особой душевной культуры и интеллигентности.

Эти старики, пережив невзгоды первой половины 20 века (гражданскую войну, голод, сталинские репрессии, блокаду, потерю родных и друзей) сохранили в себе оптимизм.

Они восстановили наш город из руин.

Это удивительное поколение, пройдя через невероятные испытания выпавшие на их долю сурового времени приобрело мудрость, свойстенную возрасту, но каким то чудом сохранило юношескую непосредственность, жизнерадостность и живой интерес к любчм.

К сожалению, этот образ исчез из нашей жизни, но детство каждого из нас было украшено встречами с этими добрвми стариками”

Автор скульптуры.

Роман Шустов.

измайловский сад. питербургский ангел.

Сад усадьбы Г. Р. Державина (Польский сад)

Сад усадьбы Г. Р. Державина (Польский сад)

Набережная реки Фонтанка 118.

Сад усадьбы Г. Р. Державина.Спб.

Раньше рядом с усадьбой Г.Р. Державина находился обыкновенный заброшенный пустырь. Идея о создании прекрасного сада, который бы украшал территорию в близи усадьбы, принадлежала супруге Г.Р.Державина Дарье Александровне. Обустройство сада было доверено известному деятелю культуры и ботанику Н.А.Львову. 

Сад усадьбы Г. Р. Державина.Спб.

Создавался сад на границе 18 и 19 веков.  

Здесь были осуществлены замыслы о тихом, уютном уголке с летними дорожками, высаженными цветочными клумбами и яркими кустарниками. Часть сада была занята огородными растениями, что вносило оттенок деревенского колорита в общую картину уютного сада. 

Сад усадьбы Г. Р. Державина.Спб.Каштаны.

Свое наименование “Польский сад” получил от, расположенного рядом, католического Собора Успения Пресвятой Девы Марии. Поляки католики, которые были прихожанами Храма, часто прогуливались в этих окрестностях.

польский сад.набережная фонтанки 118.

К концу 20 столетия территория сада пришла в запустение.

Только в 2004 году садик восстановили, придали прежний облик по старым чертежам  дома Державиных.

Вход в сад платный. В 2020 г. плата за билет 100 руб.

польский сад.набережная фонтанки 118.
ограда польский сад.набережная фонтанки118.

Парковый комплекс “Усадьба Богословка”

Парковый комплекс "Усадьба Богословка"

усадьба богословка

Территория на которой располагается парковый комплекс “Богословка” в 18веке называлась мыза богословская.

В 1747 г. Елизавета I подарила мызу видному церковному деятелю, императорскому духовнику Ф.Я. Дубянскому. По поручению протоиерея на участке был сооружен большой дом, вокруг которого разбили парк в английском стиле.

усадьба богословка

В 1770 г. архитектор В. Беретти по заказу потомков Дубянского снес старый дом и на его месте возвел величественное деревянное здание в стиле классицизма. Позднее усадьба пополнилась целым рядом строений.

В 1789 г. владелицей усадьбы стала фрейлина императрицы Екатерины II В.М. Дубянская, внучка Ф.Я. Дубянского. В 1790 г. в Петербурге Варвара Михайловна вышла замуж за видного государственного деятеля, сенатора и писателя В.Н. Зиновьева. Усадьба стала называться “Зиновьево”

Погостить в Зиновьевку приезжало немало известных людей. Самым знаменитым посетителем был будущий царь Александр III.

усадьба богословка

После революции 1917 года, на базе усадьбы, был создан первый в СССР лесопарковый заповедник. В 1960 г. усадьба получила статус архитектурно-исторического памятника общегосударственного значения. К сожалению, это не помогло сохранить уникальный объект. Уже к 1969 г. от деревянных усадебных построек практически ничего не осталось.

В 2004 г. был разработан грандиозный проект – восстановление усадьбы.

По старинным фотографиям планировалось воссоздать господский дом, павильоны, хозпостройки, пруды и пристань.

усадьба богословка

Покровский храм изначально стоял в другом месте. В предании сохранился рассказ о этом удивительном строении.

Жил себе в петровские времена один зажиточный крестьянин, а деревня его звалась Крюковой. Имел сей крестьянин грамотного сына  из-за “непочтительности” которого и произошла та история.

усадьба богословка

 Донесли самодержцу, что некий грамотей из Крюковой допускает неуважение к самому императору, а также позволяет себе грубость в отношении государственного слуги. Петр как раз проезжал теми местами в Архангельск, изучая местность. Человек же был послан в поселение по делам, вероятно, с целью заготовки лошадей. А отпрыск того крестьянина по фамилии Плотников допустил какие непочтительные выражения  с государевым посланником. К слову, человек тот, передавая императору суть происшедшего, не преминул усугубить случившееся, расписав все преувеличенно и нарочито.

Царь был скор на решения, велел казнить очень умного сынка. Старший Плотников бросился к ногам императора, моля пощадить наследника и отменить строжайший приговор. Но разве мог допустить самодержец подобного ослушания на грани бунта против царской воли? Старик уже и все свое богатство Петру предлагал за жизнь сына, все впустую. Казнили…

усадьба богословка

Тогда Плотников решает над могилой сына храм возвести, богатую церковь – так как не осталось у него никого, чтоб наследство сохранить. Снова идет старик к царю с просьбой, на этот раз о храме. Петр умилостивляется и позволяет возвести церковь. Причем, как повествует легенда, сам и рисует ее.

По этому царскому наброску и возвели Покровскую церковь в 1708 году, а уже в 1711 Петр принимает участие в молебне в этом храме.

Вот так сохранила легенда историю возведения церкви Покрова Богородицы.

Красивейшая церковь была, не зря царские специалисты ее отмечали. Считалось, что именно этот 18-тиглавый храм был предшественником Преображенского в Кижах.

Долго простоял сей деревянный храм, но в 1963 году был утрачен из-за пожара.

усадьба богословка
усадьба богословка

Усадьбу Богословка порой называют Петербургскими Кижами, но отличие состоит, прежде всего, в том, что в Кижах стоят подлинные памятники русской старины, а в Невском лесопарке нас ожидает встреча с современными копиями утраченных архитектурных шедевров прошлого. 

В 50-х годах прошлого столетия шедевр русского зодчества обветшал и подлежал ремонту. Известный архитектор и реставратор, крупный ученый Александр Ополовников сделал все необходимые обмеры и разработал подробный проект восстановления храма. Одновременно реставраторы Санкт-Петербургской академии художеств выполняли реконструкцию иконостаса, роспись стен, воссоздавали внутреннее убранство церкви и ее утварь.

Самая старинная святыня – напрестольное Евангелие, напечатанное в московской типографии в начале 18 века по указу Петра I для Покровской церкви , было передано строящемуся храму.

усадьба богословка

Святыни Покровского храма "усадьбы Богословка"

– икона Покрова Пресвятой Богородицы (список с иконы, хранящейся в Русском музее)
– Азовская икона Божией Матери (список с Вытегорской иконы
список с иконы “Спас на бересте”
– Соловецкий крест
– иконы Успения Богоматери и святых князей Бориса и Глеба.

усадьба богословка

Постройки на территории усадебного комплекса Богословка.

  • Часовня Спаса Нерукотворного. Копия утраченного памятника конца XVIII века из деревни Кириллово Каргопольского уезда, Олонецкой губернии, восстановленная по плану и обмерам архитектора А. Б. Боде.
  • Шатровая колокольня. Это копия колокольни Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии, которая была построена в 1670-х годах. Она восстановлена по замерам, сделанным еще в 1884 году архитектором В. Сусловым. Кроме десяти колоколов здесь имеется французский карильон.
  • Ограда погоста создана по мотивам Спасского и Лядинского погостов Каргопольского уезда (Карелия). Святые врата, украсившие ограду, скопированы архитектором Б. Д. Лурье. Оригинал XVIII века находился в деревне Верхнее Гурье, в том же Каргопольском уезде.
  • Купеческий дом Костина – реконструирован по замерам 1940 года, оригинал (постройка 1871 года) находился в деревне Верховье в Заонежском крае. Здесь поместили церковный музей.
усадьба богословка
усадьба богословка

Дом крестьянина Е.А.Костина.

В 1871 г. крестьянин Е.А. Костин построил для своей большой семьи двухэтажный деревянный дом. Здание находилось в деревне Верховье Великогубской волости Карелии. В революционные годы этот шедевр деревянного зодчества был утрачен.

 2008 г., ориентируясь на обмеры советского архитектора Л.М. Лисенко, историки и реконструкторы полностью восстановили дом Костина с хозяйственными службами.

усадьба богословка

Здание выполнено из ошкуренных бревен, фасад украшен северным орнаментом, на окнах – резные деревянные наличники. Практически по всему периметру дома, между первым и вторым этажами, проходит балкон с узорной оградой. Выйти на балкон можно из любой комнаты второго этажа.

Над главным входом расположен деревянный портик с тремя окнами и балкончиком. Дом четко разделен на две части – жилую и хозяйственную. В хозяйственной крестьянская семья хранила рабочий инвентарь, посуду, продовольственные припасы.

усадьба богословка

Сегодня “усадьба Богословка” прекрасное место отдыха. С дороги, нас накормили-напоили, в кафе, горячими пирожками и чаем. Усадьба встретила колокольным звоном с высокой звонницы.

Покровская церковь напомнила нам храмы на острове Кижи. Деревянные строения обладают какой то особенной энергетикой, притягательной атмосферой. 

За территорией усадьбы можно прогуляться в парке.

усадьба богословка