Блог.,  Непарадный Петербург.

Старообрядческое Малоохтинское кладбище. Петербург.

Малоохтинское старообрядческое кладище.

Санкт-Петербург.

старинное кладбище

Среди рабочих живущих на Охте и работающих на верфях было много народу с северных, «раскольничьих» губерний, старообрядцев.

Жизнь Малоохтинского старообрядческого общества зависела от отношения к раскольникам государственной власти. Во второй половине 18 века Императрица Екатерина  выступила против жестокого преследования староверов, а в 1768 вышел указ согласно которому кладбище получило официальный статус.

Кладбища в жизни староверов играли огромную роль в связи с тем, что раскольникам не разрешалось иметь молельные дома старообрядцы строили богодельни, книго – и иконописные мастерские, больницы которые становились местом сбора общины.

Малоохтинское старообрядческое кладбище,  формировалось представителями двух беспоповских общин Поморского и Федосеевского.  Противоречия между поморцами и федосеевцами были настолько велики, что при кладбище на Малой Охте у них были отдельные моленные и богадельни. Мало того, что между собой у двух беспоповских согласий не было мира, ещё и государство время от времени сурово преследовало, вводило жестокие санкции и запреты.

богодельня
староверческое кладбище
раскольники кладбище
кот на кладбище
могильная плита
надгробие

В 1883 года Александр III издал указ “О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб” 

С тех пор старообрядцам дозволялось «творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам», причем как в частных домах, так и в специально предназначенных для этого зданиях, но с непременным условием соблюдения общих правил благочиния и общественного порядка. Проще говоря, раскольничьи молитвенные дома были легализованы. При этом внешне они не должны были напоминать православные храмы. Например, иметь наружные колокола им категорически не полагалось.

староверческое кладбище
староверческое кладбище

В 1906 году старообрядцы получили право беспрепятственно регистрировать свои общины, чем они  и незамедлительно воспользовались.

малоохтенское кладбище
староверческое кладбище на малой охте
старинное кладбище
староверческое кладбище

После октября 1917-го Малоохтинскому старообрядческому повезло больше, чем многим другим городским некрополям. Кладбище не было разорено.на Малоохтинском уцелели семейные захоронения Кокоревых, Пиккиевых, Минеевых, Скрябиных и других старообрядческих династий. Тут всё еще можно увидеть необычные надгробия и попытаться прочесть витиеватые эпитафии.

приют
приют для престарелых девиц и вдов

 В 1902–1904 годах рядом с Малоохтинским кладбищем  возвели четырехэтажное каменное здание. В нем разместился приют Императорского Человеколюбивого общества для престарелых девиц и вдов имени Николая и Марии Тепловых.

Символическое воплощение души

Кормление птиц на кладбище в поминальные дни было широко распространено на Русси.  Птицы воспринимались  как символические заместители умершего родственника или же   могли выступать в качестве посредников между миром живых и миром мертвых.

С птицами, “уносящими” душу, связаны поверья о ином мире. О душе говорят, что она “отлетает”. У многих народов мира бытовали представления о том, что душа умершего, принимая птичий облик, могла навещать родных, напоминать о себе, объявлять свою волю, оказывать покровительство. По мнению некоторых исследователей, образ птицы – души возник из представлений о том, что при
сжигании трупов душа уходила в дым. Этот переход души приближается к превращению ее в быстро движущихся животных, особенно птиц и других летающих существ.

Существует и обратная связь: птицы передают послания с неба на землю. По поведению птиц судят о знаках, подаваемых умершими. Птичек у нас угощают на кладбище. Если хорошо помянули, птички все съедят. А если не довольны родители чем-то, то птички от той могилы не будут клевать. Значит надо прощение у родителей просить, поминать чаще.

старообрядческое кладбище

Немного истории.

Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром. Реформы  начатые в 1653 году  Никоном встретили сильным сопротивлением. Собор одобрил и, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены еретиками.

Собор настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми – старообрядцами. Сразу после собора начались расправы.

Репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. Однако имелись ограничения и запреты, а именно, запрещалось строить церкви, издавать книги. Религиозный брак старообрядцев, в отличие от религиозных браков прочих конфессий, не признавался государством, дети считались незаконно рожденными.

У староверов обряд похорон  имеет свои особенности.

Исповедоваться, не допускались  православные  священники. Во многих общинах староверов принято громко оплакивать ушедших из жизни. Причитать начинают прямо с момента констатации смерти. Часто для этих целей приглашали плакальщиц.

В обязательном порядке по всему дому занавешивались все зеркальные поверхности.  Похоронная  одежда шилось без узлов, швом “иголка вперёд” Саван или похоронное покрывало  складывали пополам по длине и сшивали в верхней части. Таким образом, оно приобретало вид лодки, в которой усопшего отправляли странствовать по загробному миру.

Гроб сбивали из досок, без использования железных гвоздей. Их заменяли деревянные чопики или крепления боковин по типу ласточкиного хвоста. Тканью дерево не оббивали ни изнутри, ни снаружи. Крест на крышку гроба также не крепили.

По старинным традициям было принято все три дня и три ночи без устали читать Псалтырь. Для этого созывались 3-4 человека из общины и они, сменяя друг друга произносили молитвы.

Домовину с телом несли до кладбища на руках. В качестве носильщиков были 6 человек из общины, ни в коем случае не родственников.

Поминальными считаются 3-й, 9-й, 40-й дни и «година» Также поминовение осуществляют в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы. На столе не должно быть алкоголя.Основная часть его – чтение молитв.

По поверьям, душа упокоенного до сорокового дня обитала на полотенце, что расположено в красном углу избы (где иконы). Потому любой сквозняк считался движением усопшего. На 40-й день родственники выносили полотенце за село и трижды встряхивали его в направлении кладбища, освобождая душу. При этом произносились напутственные слова и бились поклоны.

Общины староверов по своему укладу осуждают праздность и излишние увеселения. Потому траура в общем понимании у них нет. Важно отмечать годовщины смерти своих родственников. По родителям поминовение следует проводить на протяжении 25 лет.

Восьмиугольный крест с навершием из плотных пород дерева – самый распространённый вид надгробия. Его устанавливают в ногах, чтобы восходящее с востока солнце осеняло могилу крёстным знамением. Табличка с именем и датами крепилась в самом низу, под последней перекладиной. Фотографию не ставили. Посреди креста, в месте пересечения главных перекладин, допускалась вставка иконы. В иных областях можно встретить колодки – надгробия в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Ещё один вариант надгробия – столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.

кладбище на малой охте

Март 2020 год.

На кладбище, посреди могил лежал большой, двухспальный матрас с подушками, заботливо усланный непромокаемой пленкой. Вероятно ночлег нашли бездомные, на другие версии у меня не хватает фантазии. Интересно как они протащили на охраняемую территорию такую “махину”

Много всяких жутких историй можно услышать про это место, говорят, на кладбище хоронили самоубийц, колдунов и алхимиков , проводились всякие мистические обряды…

Многовековые традиции запрещают брать себе с кладбища что – либо, даже  интуативно, не зная ни каких примет и верований, этого делать не хочется. Большинству…

Молодая советская власть уничтожало не только храмы, но и  кладбища, стремясь искоренить связь поколений. Памятники превращались в строительный материал, ими облицовывали поребрики, измельчали в крошку и добавляли в штукатурку при строительстве новых зданий.

Удалось ли новой власти искоренить память, традиции царской России? На время, страхом и репрессиями – да.

Староверческое кладбище на Малой Охте сохранилось до нашего времени. Остается только гадать о том, что уберегло кладбище от уничтожения.

Старинные склепы и надгробия Никольского кладбища Александро – Невской лавры.


Нажмите здесь

Громовское староверческое кладбище.


Нажмите здесь

Новодевичье кладбище.


Нажмите здесь

Склепы Преображенского еврейского кладбища. Петербург.


Нажмите здесь

Отрывок из рассказа Николая Помяловского “Поречня” (Малая Охта) Эмансипация женщинах.

охтинка
КОСПЛЕЙ

 

Быт женщин в Поречне тоже отличался характерными особенностями. Происходя от беспоповцев, у которых мужчина и женщина совокуплялись, без брака церковного, поречанки развили и воспитали в себе широко-свободные отношения к мужчинам.

 

Поречанка, прежде нежели вступала в супружество, женихалась со своим суженым год, два и даже более. Не только посторонние, но и родители редко обращали на то внимание; случалось даже так, что отец и мать ужинают, а дочь их за порогом совершает с своим душкой – если не эмансипацию, то… как бы сказать?.. ну, сипондряцию, что ли, как выражается один мой знакомый. После такой, нередко трехлетней сипондряци и женихавшиеся почти никогда не изменяли друг другу. Незаконное дитя, следствие жениханья, не стесняло никого: оно, как и законное, делалось прикрепленным к верфи поречаняном или поречанкою и приобретало права детей, рожденных в церковном браке.

Но, господа, любящие клубничку, помните, крепко помните, что свобода нравов допускалась только между поречанами; пришлые из города не пользовались удобствами местной эмансипации: если из них кто обнаруживал поползновение на поречанку, то дорого платился за это.

Так, один богатый купчик стал ухаживать за хорошенькой поречанкой; его избили до скоротечной чахотки, и последовало отдание души его, куда следует.

Равным образом, одна довольно крупного чина особа изволила посягнуть на поречанку; эту крупного чина особу до жестокого возбуждения и чувствительности кожи отодрали жгучею крапивой, говоря: “это значит – мы сеем крапивное семя”. 

Подобных историй, устраиваемых пореченским амуром, было немало… Что же это значит?.. Откуда эта свобода для себя и стеснение для посторонних?.. – “Нам самим баб надо!” – говорили поречане… И в самом деле, где же взять их, если поречанки будут изменять местному амуру?.. Ведь очень редко не поречанка пойдет за прикрепленного к верфи. Вот почему поречанка, свободная дома, на стороне стеснялась строгим контролем.

Но только в этом поречанки и были стеснены; в других отношениях они были женщины вполне самостоятельные. Их сила заключалась в том, что они, не походя на наших барышень, для которых отец должен заготовлять деньги в виде приданого для их замужнего существования, были независимы в материальном отношении.

В Поречне муж редко заботился о прокормлении своей жены – она сама кормила себя, а иногда мужа и детей. Поречанки торговали в городе молочными скопами и добывали денег никак не менее своих мужьев и братьев. Скажут, что при нашем общественном строе это ничего не значит: муж всегда может отобрать от жены добытые ею деньги. Может. Но, с одной стороны, поречане в долгий период жениханья, предшествовавший свадьбе, имели возможность коротко узнать друг друга, вследствие чего меньше было шансов для несчастных браков; а с другой стороны, поречанки имели довольно крепкие мышцы: они носили в город на коромыслах молоко и сливки в жестяных кувшинах мерою в два и три ведра, делая поход верст в двадцать и более, – это развивало их мышцы; наконец, поречанки, по общей слабости женщин – перемывать кости ближнего, любили во время похода болтать; грохот экипажей по мостовой города заглушал их голоса, они должны были сильно напрягать легкие, – оттого легкие развивались, и вот почему поречанки были народ грудастый и горластый; они в спорах с мужчинами употребляли в дело грудные мехи, от которых зависела немалая доля их успеха.

Итак, нравственная сила, денежная сила, мышечная сила и гортанная сила должны были создать тип поречанки. Человека, из которого должен выйти дурной муж, поречанка, если она не дура, разгадать может во время жениханья и бросить его; если ошибется – пойдет замуж, а муж станет куражиться, она спрячет от него свои деньги; станет муж драться, она сдачи даст; муж окажется сильнее, она заревет во всю свою здоровенную грудь, так что по крайней мере половина Поречны узнает, кто бьет, кого бьет и за что бьет; а вырвавшись из рук сожителя, она, выбежав на улицу, опозорит его на весь мир божий.

Случалось и так: муж попадался бесталанный и притом слабосильный; тогда главою семейства становилась женщина: она кормила, поила и одевала семью, заправляла хозяйством, воспитанием детей, а супруг занимал то положение, которое обыкновенно, в большей части случаев, занимает у нас жена по отношению к мужу. Вообще в Поречне женщина не могла быть подавлена мужским деспотизмом.

охтенка

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *