Дворец Великого князя Владимира Александровича.

Дворец Великого князя Владимира Александровича.

Дом ученых.Дворцовая наб., 26, Санкт-Петербург

дворец князя владимира александровича санкт петербург

Пока идут часы.

Дворец Великого князя Владимира Александровича, брата Императора Александра первого находится на Дворцовой набережной 26. Дворец не имеет статуса музея. 

После революции в нем расположилась Петроградская комиссия представителей науки под предводительством Горького, ныне Дом ученых.

В особняк можно попасть с экскурсией вне рабочего времени, а так же в нем проводятся концерты, выставки, можно послушать лекции.

дом ученых
дворец князя владимира александровича санкт петербург
парадная лестница во дворец князя владимира александровича

Вот такие страшненькие “милашки” встретили нас на входе. Вот она, страшная красота – сила! 

Изображение сфинксов и львов на фасаде и в самом дворце не случайны. Это не просто украшение, это информация.

Не каждый горожанин имел право украсить свой дом изображением льва. До середины 19 века только дворянин имел право это сделать. Посмотрим на герб Императорской семьи Романовых (не путать с государственным) Что мы видим?

дворец князя владимира александровича

Слово «герб» заимствовано из польского — herb и встречается во многих славянских наречиях в значении «наследник» или «наследство».

Символическое изображение, составленное на основании определенных правил. Разработкой и учетом гербов занимается геральдика. Гербы состоят из следующих элементов: щит, шлем, намет, корона, нашлемник, щитодержатели, девиз, мантия и сень. В Российской империи более 700 городов имели гербы. На них геральдическими символами изображалось то, что являлось наиболее характерным только для данного города. 

Гербовые фигуры — не только существующие в реальной жизни: лев, орел, сокол, медведь,  и другие, но и фантастические — дракон, единорог, грифон. Лев в геральдическом значении животное царственное, но он использовался на гербах не только королями. Королевского льва традиционно представляли как бы поднимающимся вверх, но он держался стоймя, дотрагиваясь до земли одной лапой. Орел на гербе символизировал, что его носитель является преемником римских цезарей. Грифон, представляющий собой льва с головой орла, символизировал могущество льва с зоркостью орла .

Б.Алмазов ” Повести каменных горожан”

 Петр первый пожаловал землю под строительство контр-адмиралу  И. Ф. Боцису, который был приглашен  на службу в Россию. На русской земле, грек по национальности, Борис  принимал активное участие во многих военных кампаниях того времени.

После его смерти в 1714 году  земельный участок был передан окольничему и воеводе Петра I Ивану Алексеевичу Мусину – Пушкину который построил, на месте где стоит дворец князя Владимира Александровича, дом.

В 1763 году потомки Мусина – Пушкина продали землю Григорию Орлову.

Следующий владелец с 1765 по 1778 год  стал купец Папанхополо, который, в свою очередь, продал её вице-канцлеру И. А. Остерману, сыну графа А. И. Остермана. Следующим владельцем стал генерал-фельдмаршал князь Н. В. Репнин,  полководец, видный государственный деятель.

В 1807 году очередным владельцем становится генерал-интендант Д. П. Волконский. В 1807 году его отстранили от службы и потребовали продать дворец со всей мебелью и убранством французскому посольству. 

Война 1812 года, внесла свои коррективы, французское посольство занимало здание до 1839 года, после чего оно перешло в ведение гофинтендантской конторы.

 В 1841 году в особняке размещались  роты Дворцовых гренадер.

В 1862 году  было решено снести устаревшее здание, а на его месте построить дворец  для сына императора Александра второго — Великого князя Владимира Александровича. 

Во дворце было проведено электричество, отопление, действовала телефонная линия, работал лифт и вентиляция.

Все залы и комнаты были оформлены в разных стилях.

 Большая часть парадных залов и гостиных дошли до нашего времени практически в первозданном виде.

В коллекционную опись дворца входят многочисленные предметы жилого интерьера: мебельные гарнитуры, осветительные приборы, коллекция фарфора, уникальные зеркала, среди них и расписные изделия мелкой пластики…

«Малый императорский двор» Великого князя Владимира Александровича и его супруги Великой княгини Марии Павловны был самым популярным и влиятельным в Петербурге. Приемы, балы и спектакли, которые устраивали хозяева этого дворца, были всегда событием в культурной жизни российской столицы. Здесь широко принимали многих ярких и талантливых людей, невзирая на их происхождение. Уже тогда это была среда, где формировалось общественное мнение и художественное понимание развития культуры и искусства.

Владимирский дворец (такое название было утверждено после смерти Владимира Александровича в 1911 году) в Петербурге был хорошо известен представителям художественной культуры. И это была одна из причин, вследствие которой по инициативе А.М. Горького, именно здесь, после революции был организован первый в нашей стране Дом научной интеллигенции.

дворец князя владимира александровича
дворец князя владимира александровича

 Дворец состоял  из трех корпусов. Главный, высотой в четыре этажа, выходит на Дворцовую набережную, служебный флигель  на Миллионную улицу, а во дворе конюшенные корпуса.

 Первый этаж дворца Великого князя Владимира в Санкт-Петербурге занимал сам хозяин. Здесь была его приемная, рабочий кабинет, гостиная для приема посетителей, бильярдная, личные покои, баня и помещения другого назначения. На второй этаж вела парадная лестница, украшенная вензелями VM — Владимир и Мария. Этот этаж был отведен под покои княгини: приемная, спальня,  гостиная, мавританский будуар. Третий этаж был отведен под детские и комнаты для прислуги.

Танцевальном зале проводились званые балы, проводились музыкальные вечера, приглашались выдающиеся деятели искусства того времени

Четвертый этаж занимала домовая церковь, освященная в честь Благовещения. 

В подвалах дворца находился винный погреб с коллекцией изысканных вин.

 Зимний сад с  экзотическими растениями. 

Дворец стал центром культурной жизни столицы. Современники называли его «Малым императорским дворцом», 

дворец князя владимира александровича
дворец великого князя владимира александровича
дворец великого князя владимира александровича
малиновая комната владимировского дворца

На втором этаже Владимирского дворца в самом большом помещении, окна которого выходят на набережную, находится парадная приёмная,  Малиновая гостиная. 

Малинового цвета  гостиная была не случайно.  Каждому великокняжескому двору, указом императора, определялся  цвет. Для дворца Владимира Александровича был предписан малиновый.

Гостиная была  обита тканью малинового цвета, мебельный гарнитур  обивкой малинового цвета с золоченной отделкой, три больших зеркала, круглые столики с мраморными столешницами. Сохранился оригинальный    потолок , резные двери,  камин XVI века из бременского песчаника, люстра венецианского стекла.

Из Малиновой гостиной, где часто собирались родственники и друзья великокняжеской семьи, левая дверь ведёт в покои хозяйки дворца Марии Павловны.

дворец Владимира Александровича

Хозяйка дворца, Мария Павловна хранила свои украшения в своем будуаре, за картиной.

Когда произошла революция, она находилась в Кисловодске, на отдыхе. Вывести драгоценности было поручено британскому дипломатическому курьеру. Стопфрод переоделся в дамское платье и проник  в покои Великой княгини. Кража увенчалась успехом, драгоценности были переправлены за границу к хозяйке.

После смерти Марии Павловны драгоценности перешли к единственной дочери Елене, которая в связи с бедственным положением продала самую дорогую вещь из коллекции, а именно алмазную тиару с подвесками из крупных жемчужин, которые можно было снимать и заменять на изумрудные подвески.

Так русская тиара оказалась у английской королевы Марии, бабушки  ныне здравствующей королевы Великобритании Елизаветы второй.

Корона — головной убор, или наголовье, служащий признаком известной власти и формой своей определяющий звание, сан, титул, а иногда и заслуги лица, которому она принадлежит. Одной из древнейших русских корон является так называемая шапка Мономаха, присланная, по преданию, в 988 году византийскими императорами Василием II и Константином IX великому князю Киевскому Владимиру Святому по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной. Эта корона всегда принадлежала старшему в роде: князья младшей линии имели свои короны различных форм. Великие княгини, княжны и царицы также имели свои короны.

Первую в России корону европейского образца сделали в 1724 году для коронации Екатерины I, этой короной короновался Петр II.

Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые, или выходные, короны; они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. С коронами носились особые мантии. Последняя малая корона, которой пользовались жена Александра II, Мария Александровна, и жена Александра III, Мария Федоровна, сделана по образцу большой императорской.

Б. Алмазов  “Повести каменных горожан”

дворец великого князя Владимира Александровича
дворец великого князя Владимира Александровича
дворец великого князя Владимира Александровича

 

Дубовый зал (Большая столовая) отличался от всех залов отделкой в псевдорусском стиле. Этот интерьер сохранился до наших дней практически без изменений. Стены столовой покрыты лепниной, искусно имитирующей резьбу по дубу, благодаря чему облик зала напоминает о традиционном национальном искусстве узорочного украшения деревенских изб. В декоре столовой были использованы и другие элементы, характерные для убранства старинных русских зданий: богатая резьба пилонов, занавеси из небесного полотна, расшитые русскими узорами, отделка потолка и стен под дерево, служившее основным строительным материалом на Руси. В оформлении зала широко использовалась живопись. Пять живописных полотен, выполненные художником Василием Петровичем Верещагиным украшают стены Дубового зала.

По южной стене, левой от входа, на трех картинах – «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» и «Алеша Попович в борьбе с Тугариным Змеевичем» – изображены русские богатыри. Их объединяет служба в Киеве у князя Владимира. В былинах двор киевского князя «Владимира Красное солнышко» олицетворяет все положительное и противопоставляется опасному, внушающему страх: темным лесам, высоким горам, быстрым рекам.

На дальней от входа стене висят еще две картины В.П. Верещагина – «Солнечное божество» (Овсень) и «Дева-заря». Все картины написаны на специально заказанном грубом холсте, масляными красками, не имеют никакого блеска, а потому напоминают старинные шпалеры.

О назначении помещения рассказывали посетителям расположенные ранее на бирюзовом фризе меткие народные поговорки и пословицы: «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хлеб., соль ешь – да правду режь» и др. О пиршествах напоминают также головы хищных животных, волков и лисиц.

дворец великого князя Владимира Александровича
дворец великого князя Владимира Александровича
дворец великого князя Владимира Александровича

 

Занимающий весь второй этаж левого флигеля дворца Белый (танцевальный) зал стал одним из самых роскошных в парадной анфиладе. За образец в его оформлении был принят стиль рококо эпохи Людовика XV. В орнаментику зала были включены растительные мотивы, великокняжеские монограммы под царской короной, фигуры купидонов и кариатиды.  Шесть бронзовых с позолотой люстр на 42 свечи каждая и девять семисвечных бра от И. Берца заливали ярким светом танцевальный зал.

дворец великого князя Владимира Александровича
дворец великого князя Владимира Александровича

B годы правления Александра III балы стали необычайно пышными и приобрели политическое значение. Костюмированный бал во дворце Великого князя Владимира Александровича долго был предметом оживленных обсуждений общества. Он был дан 25 января 1883 г., за несколько месяцев до коронации Александра III и Марии Федоровны. Праздник был необычайно великолепным, а костюмы – роскошными, элегантными, исторически точными.

Бал удался на славу, танцы продолжались до самого утра, и даже императрица покинула за в половине пятого. Через двадцать лет, в годы царствования Императора Николая II, подобный бал был устроен в Зимнем дворце.

Костюмированный бал во дворце великого князя Владимира Александровича 25 января 1883 года.

Все гости этого бала были одеты в исторические костюмы. 
На бал было приглашено до 250 знатных особ.

” На парадной лестнице, на площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющих связь с русской истрией: это были скифы, варяги, стрельцы новгородские и московские . В галерее перед танцевальным залом и в малой столовой было устроено два роскошных буфета, изящно убранных цветущими растениями …

Вскоре гостиная и танцевальная зала наполнилась русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами времен Иоанна IV, варягами, печенегами, запорожцами, казаками … казалось, вся допетровская Русь воскресла и прислала на этот бал своих представителей.” 

После бала его участники сфотографировались в маскарадных костюмах.

дворец великого князя Владимира Александровича
экскурсия во дворце великого князя владимира александровича
экскурсия во дворце великого князя владимира александровича
комната в мавританском стиле во дворце владимира александровича

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *